Применение в криминологии конкретно-социологиче­ских методов

0 358

Особое место в криминологических исследованиях за­нимают конкретно-социологические методы, т. е. методы изучения социальных явлений в их конкретном проявле­нии в конкретных условиях места и времени. Этот ком­плекс методов включает следующие:
1) изучение документов;
2) опросы в форме анкетирования и интервью;
3) наблюдение (включенное и внешнее);
4) эксперимент.
1. Изучение документов. При проведении криминологи­ческих исследований приходится изучать разнообразные до­кументы: и статистические отчеты, и материалы уголовных дел, и заявления о преступлениях с ответами на них, и жа­лобы, и материалы контролирующих органов, бюро судебно-медицинской экспертизы, средств массовой информации. Изучаются также паспорта регионов, обобщенные результа­ты анализа социально-экономической ситуации, результаты ранее проводившихся исследований преступности и связан­ных с ней явлений, а также иные документы.
Разрабатываются программы изучения уголовных дел или иных документов. Соответствующие результаты изуче­ния обрабатываются, и на их основе делаются выводы о су­ществовании определенных закономерностей.
2. Опросы проводятся либо заочно (анкетирование), либо очно (интервью). В первом случае разрабатывается анкета с перечнем вопросов. Вопросы могут носить закрытый харак­тер, когда, например, после вопроса ставятся варианты отве­та: только «да», «нет», «не знаю». «Открытый» вопрос пред­полагает, что ответ на него может быть дан в любой форме. Такие вопросы трудны в обработке. Их в основном использу­ют на начальном этапе исследования, когда трудно предви­деть все возможные варианты ответов. Тогда сначала прово­дится так называемый «пилотажный» опрос для выявления возможных вариантов ответов и проверки «работоспособно­сти» анкеты — того, понятны ли вопросы, отвечают ли на них или уклоняются от ответов и т д. Или открытые вопро­сы ставятся в тех случаях, когда следует избегать подсказок предложением «веера» возможных ответов. Например, при опросе некоторых осужденных выясняется, что они доволь­но откровенно излагают свои расходящиеся с общеприняты­ми нормами морали взгляды при открытой постановке во­проса. Когда же дается «веер» ответов, тогда они стараются отвечать «правильнее». Впрочем, это характерно не для всех.
«Веер» предлагаемых ответов бывает открытым, когда в его конце необходимо избрать иной вариант ответа, кроме предлагаемых, и содержится просьба уточнить, что это за вариант. При закрытом «веере» дается исчерпывающий на­бор вариантов ответа.
В анкетах всегда содержатся контрольные, дополняю­щие друг друга вопросы. Поэтому нередко используются со­четания открытых и закрытых вопросов.

Как правило, в криминологических исследованиях оп­равдывает себя так называемый анонимный опрос, когда оп­рашиваемый не указывает свою фамилию и адрес. Это не исключает наличия в анкете вопросов о возрасте, поле, роде занятий и других данных, характеризующих опрашиваемого.
Анкеты сразу составляются таким образом, чтобы в даль­нейшем они могли быть обработаны на ЭВМ.
Интервью представляет собой беседу с лицом, совер­шившим преступление, или его родственниками, или сотруд­никами правоохранительных органов, а также другими ли­цами. Ин­тервью отличается от других видов общения следующим: это встреча лицом к лицу; это не простой обмен информацией, а разговор, которому присущи динамика и гибкость (может ме­няться набор вопросов или их формулировки, что-то иное); отсутствует обратимость в отношениях между участниками (один участник интервьюирует другого).
В криминологических исследованиях индивидуальное ин­тервью осужденных дает более полные результаты, чем ан­кетный опрос, когда выясняются мотивы и цели преступного поведения, его причины, условия воспитания и жизни, ряд других моментов. В то же время анкетный опрос бывает по­лезным для выявления личных позиций опрашиваемого, ка­сающихся норм морали, права, выбора варианта поведения в конкретной ситуации, отношения с рядом лиц, если опраши­ваемый не заинтересован в огласке его позиции. Тогда важен анонимный анкетный опрос.
Хорошо себя зарекомендовало так называемое коллек­тивное интервью, когда, например, исследователь встреча­ется с несколькими лицами (не более 10, как правило) и про­сит их рассказать о состоянии наблюдаемой ими преступно­сти, изменениях в ней, результативности принимаемых мер, причинах роста либо снижения преступности. Например, та­кое интервью проводится или с группой сотрудников какой-то организации, или с группой жителей определенного дома или района, или с осужденными в колонии, или с сотрудни­ками прокуратуры, отделения милиции. Успех приносит именно программированное интервью, в котором исследователь заранее составляет перечень вопросов и продумывает их постановку. Эти вопросы не зачитываются опрашиваемым, а задаются в непринужденной беседе. Результаты интервью записываются, как правило, после его проведения, и затем обрабатываются.

3. Наблюдение бывает нескольких видов. В криминоло­гии область наблюдений и их варианты обладают некоторой спецификой по сравнению с наблюдением в социологическом исследовании.
Например, выделяются три основные роли наблюдате­ля:
1) наблюдатель — участник какой-то деятельности (за деятельностью или за ее участниками он ведет наблюдение);
2) собственно наблюдатель (в этом качестве обнаруживает себя в общении с теми субъектами, за деятельностью кото­рых он должен наблюдать);
3) включенный наблюдатель (уст­раивается на работу в организацию либо находится где-то, не обнаруживая себя в качестве наблюдателя, не участвует в той деятельности, за которой наблюдает, но как бы со сто­роны ведет такое наблюдение).
Что касается преступной деятельности, то теоретически можно себе представить криминолога, включащегося в пре­ступную группу, организацию. Однако практически такое включение связано с обязательным участием в совершении преступлений. Иное грозит разоблачением исследователя и весьма тяжкими для него последствиями. Закон не преду­сматривает освобождение от уголовной ответственности и на­казания криминолога-исследователя. Исследование не слу­жит основанием и для непризнания соответствующих дея­ний преступными, как, например, в случаях крайней необхо­димости и необходимой обороны.
Включенное наблюдение в местах отбывания наказания связано во многом с указанными сложностями, а также с трудностями процесса конфиденциального приобретения ста­туса осужденного.
Полезно включенное наблюдение в качестве оператив­ного сотрудника правоохранительных органов, следователя, прокурора, судьи, адвоката, сотрудника исправительно-тру­дового учреждения. С этой точки зрения для криминолога важен опыт практической работы в правоохранительных органах, судах.
Используются другие виды наблюдений. Например, при исследовании преступности несовершеннолетних в одном из городов в качестве его участников были привлечены студен­ты юридического факультета. Они были почти ровесниками обследуемым лицам. И во время посещения дискотек, дру­гих мест проведения досуга, ничем не выделяясь, имели воз­можность наблюдать за досуговыми связями правонаруши­телей, взаимоотношениями между различными группиров­ками, их поведением.
4. Эксперимент. В отечественной литературе экс­перимент определяется «как такой метод исследования, при котором происходит последовательная фиксация и контроль за состоянием объекта, изменяющимся под воздействием не­которых факторов, управляемых экспериментатором».
Вопрос об эксперименте в социальных исследованиях, а особенно в криминологии, всегда был остро дискуссионным.
Была высказана точка зрения, что криминологии экспе­римент вообще недоступен. Другая позиция сводилась к тому, что эксперимент может быть использован в криминологии «лишь в позитивном, положительном направлении» или в области предупреждения преступлений.
Всесторонне исследовав проблему социального экспери­мента в криминологии, Н.П. Косоплечев делает вывод о воз­можности и необходимости его применения, но при соблюде­нии определенных правил. Поэтому он пишет о «криминоло­гическом эксперименте», определяя его следующим образом: «Криминологический эксперимент представляет собой зара­нее обусловленную в определенных пределах общественную деятельность в рамках закона и с соблюдением моральных норм с целью проверки гипотез о причинах и условиях совершения правонарушений и об оптимальных мерах их предупреждения для выработки эффективных форм и ме­тодов профилактики правонарушений и ее правового регу­лирования».
В криминологии область эксперимента ограничена в двух отношениях.
С одной стороны, недопустимо провоцировать преступ­ление. Исследователь не освобождается от уголовной ответ­ственности за соучастие в преступлении в роли подстрека­теля, пособника или ином качестве. С другой стороны, меры по борьбе с преступностью должны базироваться на законе, общепринятых нормах морали и не нарушать прав и свобод, законных интересов человека и гражданина, национальных и религиозных чувств.
Следует также выделить методы прогнозирования. В литературе они разделяются на фоновые и профильные. Фо­новые методы создают необходимую информационную базу с использованием того комплекса методов, о которых говори­лось выше. Профильные мето­ды — это методы экстраполяции, моделирования, экспертных оценок.
Прогнозирова­ние — это не высказывание о будущем, а систематическое исследование перспектив развития того или иного явления и процесса с помощью средств современной науки.
 

Войти с помощью: 
Подписаться
Уведомление о
guest
0 Комментарий
Встроенные отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Будем рады вашим мыслям, пожалуйста, прокомментируйте.x
()
x