Применение в криминологии общенаучных методов познания

0 124

Криминологическое исследование — это один из видов социального исследования в его широком понимании. Оно осу­ществляется с использованием всех методов исследования общественных явлений. При этом учитываются особенности предмета и содержания криминологии.
Используются следующие общенаучные методы позна­ния:
1) восхождение от абстрактного к конкретному;
2) гипотеза;
3) системно-структурный анализ;
4) исторический метод;
5) сравнение;
6) динамические и статистические методы.
1. Восхождение от абстрактного к конкретному. Этот метод познания предполагает определенный уровень теоре­тической подготовки исследователя, выдвижение гипотез, использование теоретических понятий и представлений, абст­рактное мышление. Здесь важно иметь в виду два момента.
Первый — это то, что теоретическая, методологическая вооруженность предопределяет объем, глубину познания ис­следователя и его путь. Не следует каждый раз «танцевать от печки». Необходимо ознакомиться с тем, что было сделано ранее. С этой точки зрения особое значение имеет теорети­ческое знание о преступности, ее детерминации, эффектив­ности тех или иных мер борьбы с ней. Не удается сформули­ровать научно-обоснованные положения тому, кто не овла­дел теорией криминологии и исходит только из обыденных представлений о преступности.
Вторая сторона проблемы — восхождения от абстракт­ного к конкретному — заключается в том, что следует посто­янно помнить о недостаточной познанности явления «пре­ступность» и процессов ее продуцирования. Кроме того, пре­ступность постоянно изменяется. Поэтому в процессе иссле­дований криминологу важно быть «открытой системой» и не стремиться «укладывать» новые данные в уже имеющиеся тео­ретические представления и схемы. Необходимо сопостав­лять с ними, учитывать их, но надо быть готовым и обосно­ванно изменять эти схемы, теории. Творческое развитие все­гда предполагает новые исследования, получение неизвест­ных ранее данных и осмысление соответствующих резуль­татов. Без этого нет творческого развития теории.
2. Гипотеза. Она дает направление поиску, акцентирует внимание исследователя на тех или иных моментах действи­тельности, позволяет целенаправленно вести изучение.
Гипотеза, во-первых, должна согласовываться с установ­ленными в криминологии научно-обоснованными положения­ми; во-вторых, характеризоваться обоснованной вероятно­стью соответствующего предположения.
Отсюда следует, что не всякое предположение, строго говоря, является гипотезой. Обычно под гипотезой понимают такое предположение, которое заслуживает того, чтобы его проверили.

Выдвижение, формулирование гипотезы требуют оцен­ки уже имеющихся теоретических и эмпирических данных, их соотнесения с предметом, объектом и задачами исследо­вания. Эта работа проводится в процессе подготовки иссле­довательской программы.
3. Системный подход. Сейчас все чаще говорят о сис­темном движении, которое включает наряду с системным под­ходом общую теорию систем, системный анализ, философ­ское осмысление системности мира.
Этот метод предполагает рассмотрение изучаемого объ­екта (в нашем случае преступности и общества) как опреде­ленной сложно организованной системы, имеющей опреде­ленную структуру, содержащую известное количество взаи­мосвязанных элементов.
Известно, что автомобиль представляет собой систему, состоящую из определенным образом собранных деталей. Если его разобрать и, не убирая ни одной детали, все сложить вместе — это уже будет груда деталей, а не машина. А что такое преступность: множество преступлений или их система?
В самом общем виде сис­тему принято понимать как комплекс взаимосвязанных эле­ментов, образующих некую целостность. Ранее проводившиеся исследования указывали на взаимосвязь преступно­сти несовершеннолетних и рецидивной преступности, слож­ные взаимозависимости разных преступлений и отдельных видов преступности.
В криминологии имеет значение взаимосвязь двух ас­пектов применения системно-структурного метода.
Во-первых, рассмотрение преступности как множества взаимодействующих преступлений и лиц, их совершающих, обнаружение взаимодействий между ними. При этом анали­зируется структура преступности, характеристики различ­ных элементов, их взаимодействие.

Смотрите также  Як називалась політика уряду соціал-демократа В. Брандта спрямована на покращення відносин з соціалістичними країнами?

Во-вторых, преступность исследуется в рамках более об­щей системы — общества. Выявляются внешние связи пре­ступности с различными характеристиками общества, выделя­ются среди них главные. В том числе причинные связи, т. е. порождающие преступность. При этом определяются особен­ности преступности и ее соотношение с другими системами, то, какую роль выполняет преступность как подсистема общества.
Преступность рассматривается в данном аспекте во взаи­мосвязи с иными негативными социальными отклонениями (пьянством, наркоманией, проституцией, теневой экономикой и др.), и в этом случае нередко ее осуществляется в рамках выделения такой системы, как социальные отклоне­ния. Она также рассматривается в связи с экономикой, по­литикой, иными сферами жизнедеятельности.
Все это анализируется в динамике, выявляется диалек­тика структуры преступности и ее взаимодействия с более общей системой — обществом и другими его структурами.
В процессе системно-структурного анализа обычно ши­роко используются математические методы. В криминологии их применение еще недостаточно развито. Ограниченно ис­пользуются методы математического моделирования. В то же распространена практика проведения корреляционного, кластерного анализа и применения некоторых других мате­матических методов с использованием электронно-вычисли­тельных машин.
4. Исторический метод. Обеспечивает изучение преступ­ности в историческом разрезе, в движении. При анализе пре­ступности берется, как правило, длительный период, позво­ляющий вскрывать устойчивые характеристики и тенденции преступности, а также ее взаимосвязи с иными явлениями.
При изучении региональных различий преступности применяется сравнительно-исторический метод как разно­видность исторического. При этом осуществляется: а) срав­нение однотипных явлений на протяжении одного и того же периода (преступности несовершеннолетних, молодежи и т. д. ) в разных регионах; б) сравнение одних и тех же характеристик в разные периоды в каждом из регионов.
5. Сравнительный метод используется также широко. Срав­нивается преступность в разных государствах, в разных ре­гионах государства, преступность лиц разного пола, возраста, социального положения и др. При этом появляется возмож­ность получить новые данные о причинах преступности, ибо различия преступности накладываются на различия социально-экономических и других характеристик государств, регионов.
При использовании метода сходства устанавливаются по­вторяющиеся характеристики преступности и повторяющиеся условия жизни людей, совпадающие в пространственно-вре­менном отношении с характеристиками преступности. Соот­ветствующие совпадения служат основанием для дальней­шего исследования факта и механизма взаимосвязей этих условий и преступности.
При использовании метода различия устанавливаются те характеристики преступности, которые встречаются в одних государствах, регионах и не обнаруживаются в дру­гих. Такого рода материал также служит базой для выдви­жения и проверки гипотез о причинной зависимости пре­ступности от конкретных условий среды.
В криминологии сравнительный метод приобретает осо­бое значение при выявлении специфики чего-либо.
Так, при изучении особенностей личностных характери­стик преступников, условий их формирования и жизнедея­тельности наряду с преступниками обязательно изучается так называемая контрольная группа. Например, для выясне­ния специфики правосознания несовершеннолетних преступников наряду с этими лицами опрашивались их ровесники, учившиеся в тех же учебных заведениях, но не совершав­шие преступлений. Сравнение ответов этих двух групп оп­рошенных позволило выявить особенности позиции тех, кто совершал преступления. Без контрольной группы в таких случаях исследование проводить нельзя.
Подбор контрольной группы зависит от задач, которые решает исследователь. Например, в одном из исследований несовершеннолетних контрольной группой для несовершен­нолетних преступников служили их ровесники-отличники. Автор сделал вывод о том, какие обстоятельства бывают свя­заны с преступным или весьма прилежным поведением.
6. Динамические и статистические методы широко ис­пользуются в криминологических исследованиях. Особенно статистические методы, рассчитанные на исследования мас­совых явлений, одним из которых является преступность.
Динамические и статистические методы дают разное знание. Динамические закономерности — это закономер­ности развития. Их применение непосредственно ведет к об­наружению причинных зависимостей.
Например, в течение двадцати лет осуществлялось все­стороннее изучение личностных характеристик и судьбы более ста сорока человек, которые в несовершеннолетнем возрасте совершили преступления. Первый этап исследова­ния — это изучение испытуемых в возрасте 14—17 лет сра­зу после совершения преступления; второй — через десять лет; третий — еще через десять лет. Это позволило устано­вить, с какими обстоятельствами было связано и как именно преступное поведение на первом этапе, рецидив преступле­ний в последующем у одних, исправление других, крайняя деморализация третьих.
Статистика, находя и измеряя общие свойства, устанав­ливает общие статистические закономерности, основанные на действии закона больших чисел. Она не объясняет внут­ренний механизм формирования закономерностей, не вычле­няет причинные зависимости.
Поиск статистических закономерностей осуществля­ется путем нахождения и общих свойств явлений. Например, статистически раньше было доказано, что среди рецидивистов от 60 до 80% совершали первые престу­пления в несовершеннолетнем возрасте. Но на чем основана эта статистическая закономерность? Она сама по себе не объ­ясняет, почему происходит такое явление. Упоминавшееся длящееся изучение личности в ее взаимодействии с соци­альной средой позволило выявить механизм такого явления. Было показано, в каких именно обстоятельствах и с какими личностными характеристиками испытуемые становились рецидивистами, чем они отличались от исправившихся лиц.
Со статистическим исследованием всегда связан поиск закономерностей. Но установление их характера (причинно­го, связи состояний или иного) требует применения комплек­са методов.
При статистическом исследовании используются обоб­щающие показатели. К ним предъявляются следующие ос­новные требования:
а) изучаемая совокупность должна быть однородной по составу. Нельзя, например, сравнивать тяжкую преступность, регистрировавшуюся до 1 июля 1994 года и после этого времени, так как резко изменился круг тех деяний, которые законодатель после 1 июля 1994 года стал относить к тяжким;
б) изучаемая совокупность должна быть достаточно мас­совой, иначе на результат могут повлиять случайные откло­нения. Поэтому криминологи не анализируют преступность в разрезе месяцев года, по кварталам. Если им необходимо выявить сезонные колебания преступности, то берется зна­чительное количество лет и только тогда делается вывод о закономерностях сезонных колебаний преступности.
В процессе исследований нередко применяется выбороч­ное наблюдение, но при этом важно обеспечить получение представительных (репрезентативных) данных.
 

Войти с помощью: 
Подписаться
Уведомление о
guest
0 Комментарий
Встроенные отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Будем рады вашим мыслям, пожалуйста, прокомментируйте.x
()
x