Происхождение сознания

0 196

Выделяют три основополагающие точки зрения на вопрос о происхождении сознания: космическая (божественная), биологическая, человеческая точки зрения.
Космическая (божественная). Сознание имеет космическое либо божественное происхождение. Оно существует само по себе, независимо от материальных носителей: животных организмов, человека. Сознание исходит непосредственно из Космоса (Разума Бога), оно едино, неделимо, цельно по сути. Частицы «мирового сознания» рассеяны в природе в виде сознаний живых организмов и человека. Теории происхождения сознанияблизкие к космической (божественной) точке зрения:
— теория монад (монадология) выдвинута Лейбницем, развитаДаниилом Андреевым, согласно которой в мире существует огромное количество неделимых и бессмертных монад – первичных духовных единиц, в которых заключена энергия Вселенной, которые являются основой сознания и порождаемой им материи;
— теория Тьера де Шардена, согласно которой сознание – надчеловеческая сущность, «внутренняя сторона», « материи»;
— теория Толбета, согласно которой Вселенная – гигантский разум, сознание результат взаимодействия полей, образующих материю;
— теория психосферы Рейзера, согласно которой Галактика – громадный разум, вступающий в контакт с человеческим мозгом и «заряжающий» его разумом;
— теория гилозоизма, согласно которой вся материя (живая, неживая, все ее проявления) имеет душу; одушевленность – свойство материи.
Биологическая точка зрения. Сознание, присущее всем живым организмам. Сознание – порождение живой природы. Обоснование данной точки зрения:
животных не спонтанна, а подчинена их сознанию и имеет смысл;
— инстинкты бывают не только врожденные, но и приобретенные;
— животное в течении жизни накапливает и умело использует опыт;
— многие действия, совершаемые животными (особенно высшими – кошачьими, собачьими, приматами и др.) сложны (охота) и требуют большой работы сознания;
— животным присущи своя «мораль», правила поведения, привычки, качества, борьба, лидерство, внушаемость и т.д.

Человеческая точка зрения. Сознание – свойство исключительно человеческое, это продукт человеческого мозга и присуще только человеку, а животные обладают не сознанием, а инстинктами. Эта точка зрения была распространена с сер. 19 до сер. 20 в. Новейшие научные исследования ставят ее под сомнение:
— животные руководствуются не только инстинктами, высшим животным (обезьянам, кошкам, собакам) свойственны сложные умственные операции, интеллект;
— животные обучаемы, видят сны (вращение зрачков, эмоции во сне);
— они склонны к высокой «социальной» организации с распределением ролей.
В философии существует несколькоподходов к проблеме сознания:
1. Физикализм – крайне материалистический подход к проблеме сознания, согласно которому сознания как самостоятельной субстанции не существует, оно есть порождение материи и объяснимо с точки зрения физики и др. естественных наук.
Данная точка зрения основана на следующих фактах:
1) Головной человека – сложнейший механизм природы, высший уровень организации материи;
2) Сознание человека не существует без мозга, а мозг – биологический орган;
3) Человечество получило возможность создавать искусственный интеллект, носителем которого является машина (компьютер) – материальный объект;
4) Медикаментозное влияние на организм человека может отражаться на сознании (применение психотропных веществ).
Логические доводы физикалистов наталкиваются (и зачастую при этом разрушаются) на единственную проблему – это идеальность сознания:
— образы, существующие в уме человека, не имеют материальных характеристик – массы, запаха, четких размеров, формы;
— никому со стороны не удавалось «увидеть» сознание другого человека (хирург, оперирующий мозг, видит серое вещество, под микроскопом – нейроны, но он не видит ни образов, ни мыслей оперируемого человека);
— сознание господствует над образами – увеличивает, вызывает их, «стирает».
Физикализм распространен в рамках неопозитивизма. Его ответвления:
— Теория тождества (Д. Амстронг, Дж.Смарт) – отождествляет духовные процессы с телесными процессами – кровообращением, дыханием, мозговыми процессами;
— Теория элиминации (Ф.Фейербенд) – пытается доказать то, что сами понятия «дух», «духовное» устаревшие и немодные;
— Теории вульгарных матер-ов ( выделяет мысль, как печень – желчь) Фохт.
Солипсизм – другой крайний взгляд на природу сознания, согласно которому сознание индивида – единственная достоверная реальность, а материальный мир – его порождение (субъективный идеализм – Беркли, Юм, Фихте и др.).

Объективный идеализм – признает наличие как сознания, так и материи, однако, сознанию отводит первичную (творческую) роль и рассматривает его в отрыве от личности индивида как часть мирового сознания.
Умеренный материализм – считает сознание особым проявлением материи, способностью отражать саму себя (хотя и признает за ним качество идеальности) – точка зрения, наиболее распространенная в российской философии.
Объективный идеализм и умеренный материализм находятся между физикализмом и солипсизмом (крайними направлениями).
В настоящее время философия достоверно утверждает лишь то, что сознание существует; оно имеет особую идеальную природу (сущность) — это признают и материалисты, но считают, что идеальное сознание производно от материи.
Развитие форм отражения материи — генетическая предпосылка возникновения сознания. Свойство отражения имеет всеобщий характер, оно присуще всей материи. Сознание — результат развития предшествующих форм отражения (раздражимости). Сознание — нечто природное, естественное, а не сверхъестественное, необъяснимое.
Аспекты сознания:исторический(продукт общественно-исторического развития); онтологический (функциональное свойство мозга); гносеологический (идеальное отображение действительности); праксиологический (регулятор деятельности).

Подписаться
Уведомление о
guest
0 Комментарий
Встроенные отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Будем рады вашим мыслям, пожалуйста, прокомментируйте.x
()
x