РЕНУВЬЕ

0 77

РЕНУВЬЕ (Renouvier) Шарль (1 января 1815, Монпелье – 1 сентября 1903, Праде) – основатель французского неокритицизма. Испытав влияние позитивизма О.Конта, а затем Д.Юма, он интерпретирует философию И.Канта как неокритицизм, который усматривает задачу философии в критике познания и в преодолении спекулятивных систем немецкого идеализма. С этим связано его отрицание метафизики и отказ от понятий прежней философии (субстанция, материя, бесконечное, абсолют и др.) как от идолов, характерных для религии философов и вполне сопоставимых с фетишами ранних форм религии. И в философии Канта сохранились остатки метафизики (признание вещи-в-себе, ноуменов, допущение детерминизма и пр.), от которых необходимо очистить его философию. Всякое познание релятивно – таков исходный пункт неокритицизма. Познание имеет дело с отношениями между феноменами. На место понятия субстанции следует поставить понятие закона, понятого как отношение, и функциональное отношение. Закон – это отношение между явлениями, или феноменами. Объективный порядок – это синтез отношений, синтез синтезов и т.д. Философия является критикой познания, теоретическим постижением общих законов познания и уяснением его границ. Все категории следует свести к категории отношения, которая является фундаментальной формой мышления. Все возможные соотношения включают в себя сознание, определяясь и объединяясь им. Феномены существуют только в представлении, или в репрезентативном отношении. Тем самым они вновь возвращают нас к сознанию как первичному и творческому акту, являющемуся источником репрезентации. Критикуя классификацию категорий Канта за искусственность, Ренувье кладет в основание своей схемы категорий отношение тезиса, антитезиса и синтеза и создает таблицу из 9 фундаментальных категорий, развертываемых в 27 производных категорий. Так, категория «отношение» развертывается в категории «различение» (тезис), затем – «идентификация» (антитезис) и, наконец, – «определение» (синтез). Это построение системы категорий более искусственно, чем схема категорий Канта. Ренувье подчеркивает, что Кант умалил значение личности в философии, и называет неокритицизм персонализмом. Сознание понято им как основа бытия, а личность как телеологический принцип, объединяющий мир представлений и мир свободы. Личность мыслится им как принцип целеполагания, неподвластный законам каузальности. Свобода – основная предпосылка философии. Она является принципом индивидуации и составляет основу жизни личности и всего его творчества, даже науки. В конце своей жизни он приходит к идеям монадологии, которая утверждает множественность духовных существ – нравственно ответственных личностей, формирующих мир на основе законов познания и морали. На основе понятия свободы Ренувье строит свою философию истории. Не приемля исторического фатализма и детерминизма, он стремится осмыслить исторический процесс на основе моральных законов. Поэтому Ренувье говорит об историческом прогрессе, коль скоро предпосылкой истории является свобода. Непрерывность исторического прогресса нарушается силами зла, выражающимися в войнах. В своей этике Ренувье исходит из того, что человек – разумное существо и стремится сохранить и расширить область свободы. Господство разума и справедливости ведет к свободе и гармонии. Господство неразумия и несправедливости – к рабству и кастовости. В противовес утилитаризму он подчеркивал значение таких этических категорий, как долг, категорический императив, автономия разума. Идеалы нравственного совершенства ведут, по его мнению, к утверждению веры в Бога. Осознавая опасности католицизма во Франции конца 19 в., он проявлял симпатии к протестантизму и к республиканским, демократическим идеалам. Ренувье создал школу критического рационализма во Франции (О.Гамелен, Ф.Эвелин, В.Брошар, Д.Пароди, Л.Брюнсвик и др.) и оказал влияние как на критический анализ науки (К.Бернар, О.Курно, П.Дюэм, П.Бутру, Э.Мейерсон, А.Навиль и др.), так и на формирование идей А.Бергсона.
Сочинения:
1.  Essai de critique générale: v. 1. Traite de logique générale et de logique formelle. P., 1854;
2.  v. 2. Traité de psychologie rationelle. P., 1859;
3.  v. 3. Les principes de la nature. P., 1864;
4.  v. 4. Introduction à la philosophiche analytique de l’histoire. P., 1897;
5.  La science de la morale. P., 1869;
6.  Esquisse d’une classification systématique des doctrines philosophiques, 2 vol. P., 1886;
7.  Philosophie analytique de l’histoire. P., 1897;
8.  La nouvelle monadologie. P., 1898;
9.  Le personalisme. P., 1903;
10.  La recherche d’une première vérité. P., 1924
Литература:
1.  Hamelin O. Le système de Renouvier. P., 1927;
2.  Prat L. Ch.Renouvier, philosophe. Sa doctrine, sa vie. Poitiers-Ariege, 1937;
3.  Vemeaux R. Esquisse d’une theorie de la connaissance. Critique du neocriticisme. P., 1955;
4.  Лапшин И.И. Неокритицизм Шарля Ренувье. – В кн.: Новые идеи в философии. СПб., 1914, вып. 13.
А.О.
 

Войти с помощью: 
Подписаться
Уведомление о
guest
0 Комментарий
Встроенные отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Будем рады вашим мыслям, пожалуйста, прокомментируйте.x
()
x