ШАККА

0 77

ШАККА (Sciacca) Микеле Федерико (12 июля 1908, Джьярре – 26 февраля 1975, Генуя) – итальянский философ, один из инициаторов Галларатского движения. Учился в университетах Катании и Неаполя. В 1930–35 преподавал в лицеях; в 1935–38 – преподаватель античной философии в университете Неаполя, в 1938–47 – в университете Павии. С 1947 до конца дней возглавлял кафедру теоретической философии в Генуе.
В автобиографической книге «Клессидра» (La Clessidra, 1963) описал свой путь в философию со времени учебы в лицее, где испытал влияние идей Платона и Леопарда. Позже увлекался философией Дж.Джентиле, а также сочинениями Г. д’Аннунцио и Ницше. В Неаполе – ученик А.Алиотты, видного представителя итальянского релятивизма. Помимо Платона и Джентиле близкими себе по духу считал в первую очередь Августина и А.Розмини-Сербати (фактически заново им открытого), М.Блонделя и французскую «философию духа» Л.Лавеля и Р.Ле Сенна. Важнейший из этапов его философской эволюции – переход от имманентистского идеализма в духе Джентиле к трансцендентному идеализму (иначе говоря, к теизму) и создание собственной метафизической системы неоплатоновско-августинианского плана (см.: Dall’attualismo all spiritualismo critico. 1931–38, Opere complete, v. 12, 1961; Filosofia e metafisica, Opere complete, v. 13–14, 1962). В разработанной Шаккой «философии интегральности» человек представлен как средоточие различных форм бытия, среди которых ключевую роль играет бытие как идея. С одной стороны, Идея как бы замещает непосредственное присутствие Бога в человеке, а с другой – выступает гарантом наличия в его уме вечных, незыблемых истин, т.е. истинности человеческого мышления в целом, включая моральные суждения. Понятие бытия как Идеи в качестве наиболее важного для человеческого сознания конститутивного принципа выходит к августиновской концепции «иллюминации» (божественного «озарения») твари Творцом, а также к онтологическому доказательству бытия Бога Ансельмом Кентерберийским. Шакка долгое не признавал философии Фомы Аквинского, полагая, что она базируется на аристотелевской метафизике бытия как такового, а не на представлении о конкретном бытии мыслящей твари.
Работы позднего периода (60–70-е гг.) посвящены преимущественно культурологической проблематике. Наряду с этим Шакка возвращается к проблемам метафизики; намечая точку сближения своей философии с учением Фомы Аквинского (связь томистского понятия партиципации с августиновской «иллюминацией»), главными вопросами для Шакки всегда оставались связь идеализма, философского теизма и христианства; ценность человека как духовного существа в противовес всевозможным формам житейского «позитивизма» и материализма; наконец, проблематичность возможности существования в современной Европе культуры, корни которой (хотя бы и бессознательно) не уходили бы в христианство.
Сочинения:
1.  Opere complete, v. 1–41. Mil., 1952–76.
Литература:
1.   Кошкарян M.С. Метафизика Μ.Φ.Шакки и историко-философская традиция. – В кн.: Новые идеи в философии. Ежегодник Философского общества. М., 1991;
2.  Caturelli A. Michele Federico Sciасса: Metafisica de la integralidad, vol. I–III. Genovo, 1990.
M.С.Кошкарян
 

Смотрите также  АТРИБУТ
Войти с помощью: 
Подписаться
Уведомление о
guest
0 Комментарий
Встроенные отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Будем рады вашим мыслям, пожалуйста, прокомментируйте.x
()
x