ШЭН

0 69

ШЭН (кит. – совершенная мудрость, совершенномудрый) – традиционное для китайской классической философии обозначение высшей степени интеллектуально-нравственного и духовного совершенства. В «Лунь юе» под «совершенномудрыми» (шэн, шэн жэнь) подразумеваются мифические правители древности – Яо (согласно традиционной версии – 2356–2255 до н.э.), Шунь (2255–2205 до н. э), Юй (считается основателем династии Ся, 2205–2197 до н.э.; по современным вычислениям – 21 в. до н.э.), Тан (Чэн Тан, основатель династии Шан, 1766–1753 до н.э.; по современным вычислениям – 16 в. до н.э.), а также полулегендарные Вэнь-ван, У-ван и Чжоу-гун (основатели династии Чжоу, 12 или 11 в. до н.э.). Там же ученики и почитатели Конфуция уподобляют «совершенномудрым» его самого (ГХ, 6). Мэн-цзы прямо причислил Конфуция к «совершенномудрым всех времен» (Ѵ,Б 1). Впоследствии конфуцианская традиция отнесла к их числу Шэн жэнь и Мэн-цзы.
Согласно доктрине конфуцианства, «совершенная мудрость» реализуется гл.о. в способности к идеальному правлению, служащему «упорядочению/умиротворению» Поднебесной. «Совершенномудрый» осуществляет свои функции по упорядочению жизни социума и земной природы до своей кончины, физически оставаясь в сфере «порождающих порождений», гармонизирует эту сферу, распространяя на нее «благую силу» (дэ) Неба, которой проникнута его личность. В раннем конфуцианстве «совершенная», т.е. высшая, мудрость считалась в русле учения Конфуция врожденной. Сюнь-цзы декларировал возможность стать «совершенномудрым человеком» (шэн жэнь) в итоге постоянного самосовершенствования. Если в раннеконфуцианской традиции понятие «шэн» относилось исключительно к идеалу правителя, то в неоконфуцианстве оно было сближено с понятием цзюнь-цзы («благородный муж), что также подразумевало возможность достижения высот этого идеала «средним» человеком.
Другие течения китайской философии тоже оперировали понятием «шэн». Согласно взглядам Мо Ди и его школы, «совершенномудрые» установили принципы жизни социума и создали институт государства, дабы покончить со «звериным» образом жизни людей; поэтому «почитание совершенномудрых» является одним из десяти главных принципов учения Mo Ди. Легист Хань Фэй (3 в. до н.э.) в противовес конфуцианскому толкованию «совершенной мудрости» назвал «новыми совершенномудрыми» реформаторов, опирающихся гл.о. на собственный разум, совершенствующих и обновляющих древнее наследие, отвергающих неизменность законоположений и занимающихся исключительно вопросами управления. В даосской традиции преобладало мнение, что истинная «совершенная мудрость» предполагает «отказ от совершенной мудрости и отбрасывание разумности», следование «недеянию» (у вэй) и бесстрастию. В ранних даосских трактатах 4–3 вв. до н.э. («Дао дэ цзин» и др.) «совершенномудрые» выступают как идеальные мудрецы и правители, посредством «недеяния» и «естественности» (цзы жань) обеспечивающие единство социального и природного аспектов космоса. В памятниках даосизма 1-го тысячелетия н.э. понятие «совершенная мудрость» связано с повышением онтологического статуса человека, тем не менее «совершенномудрые» занимают нижние ступени в иерархии даосской святости. Так, в девятиричной классификации личностей «Тай пин цзина» шэн жэнь находятся на пятой позиции после «рабов», «народа», «добрых людей», «мудрецов» и перед «людьми дао», «бессмертными», «истинными людьми» и «людьми-духами».
В религиозном даосизме «совершенномудрым» отводится нижняя из трех горних сфер, выше них обитают «истинные люди» и «святые-бессмертные».
Литература:
1.  Конфуцианство в Китае. М., 1982;
2.  Проблема человека в традиционных китайских учениях. М., 1983;
3.  Личность в традиционном Китае. М., 1992.
А.Г.Юркевич
 

Смотрите также  ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ В РОССИИ. По свидетельству В.В.Зеньковского, русская философская...
Войти с помощью: 
Подписаться
Уведомление о
guest
0 Комментарий
Встроенные отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Будем рады вашим мыслям, пожалуйста, прокомментируйте.x
()
x