Система единственного передаваемого голоса 4 страница

0 74

Это вызвано особым (по сравнению с другими странами Европы) характером права Великобритании, которое относится к англо-саксонской системе, отличительной особенностью которой является использование в качестве источника права судебного прецедента, его главенствующий характер, а также длительным самостоятельным развитием британского права.
Выделяют три составляющих Конституции: статутное право (Statute Law); общее право (Common Law) и конституционные соглашения (Constitutional conventions), которым соответствуют следующие источники права: статуты, судебные прецеденты и конституционные соглашения.
В праве Великобритании отсутствует различие между «конституционным» и «текущим» законом — действует общий порядок принятия и изменения законов, что определяет «гибкий» характер основного закона, возможность его модификации без прохождения сложной процедуры изменения или дополнения, как в других странах (принятие на референдуме, квалифицированным большинством в парламенте и пр.). При этом стабильность права охраняется обычаем.
Конституция Великобритании, в отличие от многих других документов конституционного и иных отраслей британского права, является единой для всего Соединенного Королевства: для Англии, Уэльса, Шотландии и Северной Ирландии.
Источники Конституции Великобритании
Статуты К ним относят акты парламента и акты делегированного законодательства (когда часть полномочий парламента передается другим органам государственной, обычно исполнительной, власти).
Всего к статутам конституционного характера относят более двух десятков документов, которые формально никак не выделяются из общего массива правовых актов; в научной доктрине их выделяют лишь по предмету регулирования. Это акты, определяющие форму правления и форму государственного устройства; систему, порядок формирования и компетенцию высших органов законодательной, исполнительной и судебной власти; правовой статус личности:
1) правовые акты, принятые до XX века, но действующие до настоящего времени: Великая хартия вольностей 1215; Хабеас корпус акт 1679; Билль о правах 1689; Акт о престолонаследии 1701, Акт о Союзе 1706-1707; и др.;
2) законы, принятые в XX веке: законы о Парламенте 1911 и 1949; законы о пэрах 1958 и 1963; Закон о Палате общин 1978; законы о народном представительстве 1949, 1969, 1974, 1983, 1985, 1989; законы о гражданстве 1948, 1964, 1981; Иммиграционный акт 1971; Закон о королевской санкции 1967 (Royal Assent Act); Вестминстерский статут 1931; законы о министрах Короны 1937, 1964, 1975 и др.
3) акты, принятые исполнительной властью на основе прав, делегированных Парламентом (акты министров Короны, местных органов власти и публичных корпораций, среди которых наиболее важными считаются приказы Тайного совета, издаваемые от имени британского монарха, которыми оформляются все решения Кабинета).

Судебный прецедент Судебными прецедентами регулируются вопросы защиты прав и свобод человека и гражданина.
Конституционный обычай Регулирует сферу деятельности монарха, парламента, правительства и их взаимоотношений.
Правовая доктрина Это труды выдающихся ученых-юристов, к которым относятся Блэкстон (Blackstone), Брэктон (Bracton), Дайси (Dicey), Бэджет (Bagehot), Мэй (May) и другие.
Государственное устройство
Великобритания — унитарное государство с парламентской монархией. Королева Елизавета II является главой государства Соединённого Королевства и ещё пятнадцати независимых стран Содружества. Монарх имеет скорее символическую, нежели политическую роль и только имеет «право на консультирование, право на одобрение и право на предупреждение»[123]. Великобритания не имеет конституции как единого документа[124], как и всего лишь у трёх стран в мире — Новой Зеландии, Израиля и Сан-Марино. Конституция Великобритании состоит в основном из собрания различных письменных источников, включая статуты, судебных прецедентов и международных договоров, наравне с конституционными обычаями. Поскольку нет никакой технической разницы между обычными статутами и «конституционным правом», парламент Великобритании может провести «конституционную реформу» просто приняв очередной закон, и, таким образом, имеет возможность изменить или отменить практически любой письменный или неписаный элемент конституции. Однако стоит отметить, что ни один парламент не сможет принять закон, который следующий созыв не смог бы изменить.

Правительство
Великобритания имеет парламентарное правительство, основанное на вестминстерской системе, которую также используют по всему миру — наследие былой славы Британской империи. Парламент Великобритании, заседающий в Вестминстерском дворце, имеет две палаты: выборная Палата общин и назначаемая Палата лордов. Любой принятый документ требует Королевской санкции, чтобы стать законом. Парламент является главным законодательным институтом Великобритании, поскольку делегированный парламент Шотландии, а также ассамблеи Северной Ирландии и Уэльса не являются суверенными органами и, теоретически, британский парламент может их упразднить.
Позиция Премьер-министра, главы правительства Великобритании, принадлежит члену парламента, который сможет получить поддержку большинства в Палате Общин, обычно текущий лидер крупнейшей политической партии в палате. Формально премьер-министр и его кабинет назначаются монархом для формирования Правительства Её Величества, однако премьер-министр сам собирает кабинет и, по традиции, королева уважает выбор премьер-министра.
Кабинет министров Великобритании обычно выбирается из членов партии премьер-министра в обеих палатах парламента, но в основном из Палаты Общин, перед которой он ответственен. Исполнительная власть осуществляется премьер-министром и кабинетом, которые все приносят присягу Тайному совету Великобритании. Достопочтенный Дэвид Кэмерон, лидер Консервативной партии стал премьер-министром, Первым Лордом Казначейства и Министром Общественной Службы 11 мая 2010 года. Для целей выборов в Палату Общин Великобритания поделена на 650 избирательных округов где каждый отдельный член парламента выбирается обычным большинством. Общие выборы объявляются монархом тогда, когда ему советует это сделать премьер-министр. Парламентские акты 1911 и 1949 годов требуют, чтобы новые выборы были объявлены не позднее, чем спустя пять лет с предыдущих.
Тремя основными партиями Великобритании являются Консервативная партия, Лейбористская партия и Либеральные демократы. Во общих выборов в 2010 году эти три партии получили 622 места из 650 возможных в Палате Общин[130]. Большинство остальных мест были получены маленькими партиями, которые участвовали в выборах только в одной части Британии: Шотландская национальная партия (только в Шотландии), Партия Уэльса (только Уэльс) и Демократическая юнионистская партия, Социал-демократическая и лейбористская партия, Ольстерская юнионистская партия и Шинн Фейн (все — только в Северной Ирландии, хотя Шинн Фейн также участвует в выборах в Республике Ирландия). В соответствии с политикой партии ни один член парламента из партии Шинн Фейн никогда не присутствовал в Палате Общин для представления интересов своего избирательного округа, поскольку члены парламента обязаны принести присягу монарху, что идет вразрез с политикой партии. Стоит правда отметить, что нынешние пять членов Шинн Фейн с 2002 года пользовались своими офисами и другими возможностями в Вестминстере[131]. Для выборов в Европейский парламент Британия имеет 72 депутата, выбранных в 12 округах с несколькими победителями в каждом.
Правовая система
Соединённое Королевство не имеет единой правовой системы, поскольку в соответствии с пунктом 19 соглашения об объединении 1706 года Шотландия сохранила свою собственную правовую систему. Сегодня Великобритания имеет три разных правовых системы: Английское право, право Северной Ирландии и право Шотландии. Недавние конституционные изменения привели к созданию Верховного суда в октябре 2009 года для замены Апелляционного комитета палаты лордов. Судебный комитет Тайного совета, включающий в себя всех членов Верховного Суда, является верховным апелляционным органом для нескольких независимых стран Содружества наций, Британских заморских территорий и Коронных земель.
В Великобритании не существует единой писанной конституции, её заменяет совокупность актов различного характера, а также нормы общего права и некоторые конституционные обычаи. Наиболее важными актами, образующими британскую конституцию являются Великая хартия вольностей (1215), Хабеас корпус акт, Билль о правах (1689) и Акт о престолонаследии (1701).
Большая часть правовых норм, регулирующих деятельность английских компаний – корпоративное законодательство, отражена в Законе о компаниях (Companies Act). Это один из самых больших актов за всю историю английского законодательства. Он состоит из 1300 статей и 16 приложений, занимающих около 700 страниц. Важным является тот факт, что Закон распространил свое действие и на территорию Северной Ирландии, т.е. для компаний Великобритании и Северной Ирландии установлен единый правовой режим.
33. Согласно доктрине монарх является главой государства и источником суверенитета, именно он занимает юридически первое о в системе государственных органов. В Великобритании действует кастильская система престолонаследия, согласно которой королевский трон монархии передается по старшему сыну бывшего монарха, а если сыновей нет, старшей дочери. С 1952 года престол занимает Елизавета II, принадлежащая к династии Виндзоров. Полномочия монарха подразделяются на две группы. Это ста­рые и прерогативные полномочия. Статутные полномочия ‘»оставлены монарху Парламентом, они регламентированы в принимаемых им актах. Парадокс состоит в том, что, являясь частью парламента, монарх не вправе посещать его заседания без специального разрешения. Из этого правила есть одно исключение. Оно связано с еще одной королев­ской прерогативой. Это прерогатива открытия ежегодной сессии парламента и выступления на совместном заседании палат с трон­ной речью, подготовленной премьер-министром. По сути, тронная речь королевы представляет собой программу правительства на предстоящий год. Королевской прерогативой является и санкцио­нирование законов, принятых палатами парламента. Формально монарх обладает также правом абсолютного вето, которое, одна­ко, уже почти 300 лет не используется. Наконец, именно монарху принадлежит право роспуска нижней палаты парламента.
Престолонаследие в Великобритании.
Акт о престолонасле́дии или Акт об устрое́нии (англ. Act of Settlement) — законодательный акт, принятый парламентом Англии в 1701 году, лишивший католическую мужскую линию Стюартов прав на престол в пользу протестантки Софии Ганноверской и её потомков.
Полное название — «Акт о дальнейшем ограничении власти монарха и наилучшей охране прав и свобод подданных», Акт называют также «Билль…» или «Закон о престолонаследии в Англии». Это одна из частей британской Конституции — наряду с Хабеас корпус актом и Биллем о правах 1689 года.
Исторический контекст
Акт был принят в царствование короля-протестанта Вильгельма III Оранского, непосредственной преемницей которого была его свояченица Анна. Все Анны умерли во младенчестве или в детстве, последний, 11-летний герцог Глостерский, скончался в 1700 году. Эта смерть ставила неизбежный вопрос о дальнейшем престолонаследии, поскольку все ближайшие родственники дома Стюартов были католиками. Общественное мнение в Англии и Шотландии было категорически против занятия престола католиками: это могло привести к ликвидации завоеваний Славной революции 1688 года, тем более что ближайшим претендентом был единокровный брат Анны — сын изгнанного во Францию Славной революцией Якова II. В условиях Войны за испанское наследство живший во Франции претендент «Яков III» находился в лагере врагов Англии и пользовался поддержкой Людовика XIV.
Правила престолонаследия
В соответствии с Актом монархом в Англии (а затем, с 1707, и в Великобритании) могло быть только лицо, состоящее в евхаристическом общении с Англиканской Церковью. От престолонаследия отстранялись:
лица католического вероисповедания,
лица, вступившие в брак с католиками[1], а также
нисходящее потомство тех и других.
В соответствии с Актом после будущей королевы Анны от престола были последовательно отстранены:
её брат Яков (Старый претендент),
принцы Савойского дома — потомки Генриетты, герцогини Орлеанской, дочери Карла I,
принцы Пфальцского дома — потомки сыновей Елизаветы, дочери Якова I.
В соответствии с актом преемницей Анны была назначена её двоюродная тётка — самая младшая дочь Елизаветы Пфальцской — София Ганноверская, вдова протестантского ганноверского курфюрста Эрнста Августа. Но София умерла за месяц с небольшим до Анны, и на британский престол вступил её сын, ганноверский курфюрст Георг I. Таким образом, Великобритания вступила в личную унию с Ганновером под властью Ганноверской династии (Вельфов).
Контрасигнатура, контрасигнация, контрасигиляция (лат. contrasignatura — министерская скрепа, подпись) — порядок, при котором утверждённые главой государства или парламентом законы подлежат обязательному заверению подписью премьер-министра или уполномоченного министра для придания этому акту юридической силы.
Подобный порядок является не просто визированием издаваемого правового акта, а процедурой, которая предусмотрена конституциями ряда стран, приобретая таким образом правовое значение. Подпись, поставленная повторно рядом с основной подписью, удостоверяет её либо подтверждает факт дополнительно заявленных в документе обязательств. Формально порядок контрасигнатуры объясняется тем, что глава государства юридически не ответственен за свои действия (за исключением случаев государственной измены или иных преступлений, если речь идет о президенте).
В некоторых странах подпись министра на акте, исходящем от главы государства, означает, что министр принимает на себя юридическую и политическую ответственность за данный акт. Без контрасигиляции соответствующий акт обычно считается недействительным. Например, в Англии эти правила предусмотрены в Акте об устроении 1701 г. и конкретизированы в постановлении палаты лордов в 1711 г. Принцип контрасигиляции закреплен в конституциях США, ФРГ 1949 г., Японии 1946 г., Франции 1958 г. и др.
Институт контрасигнатуры чаще применяется в государствах с парламентской формой правления, нежели в президентской республике. В конституции Российской Федерации институт контрасигнатуры не предусмотрен. Отсутствие такого института в российском конституционном праве влечет ряд негативных последствий, например, неизвестную большинству зарубежных стран практику предъявления судебных исков к главе государства.
Встречающаяся значительно реже контрасигнатура актов главы правительства соответствующими министрами объясняется стремлением усилить солидарность кабинета.
Полномочия, принадлежащие Короне, называются Королевские прерогативы.
Они включают права (как, например, заключать договоры или посылать послов) и обязанности (например, оборонять королевство и поддерживать покой Королевы). Конституционность британской монархии выражается в том, что королевские прерогативы применяются по совету министров. Парламентское одобрение не требуется; более того, Согласие Короны должно быть получено любой из Палат перед просто даже обсуждением билля, влияющего на прерогативы или интересы. Прерогативы имеют ограничения. Например, монарх не может ввести новые налоги; для этого требуется принятие акта парламента.
Также прерогативой монарха является созыв, продление и роспуск Парламента. Момент роспуска зависит от множества факторов; обычно премьер-министр выбирает момент наилучших политических условий для его партии. Условия, при которых Суверен может отказаться от роспуска, неясны[1] (см. Принципы Ласкаля). По прошествии пятилетнего срока, однако, парламент автоматически распускается согласно Акту о парламенте 1911.
Все парламентские акты принимаются во имя монарха (формула приёма — часть акта). Перед тем, как билль становится законом, требуется королевское согласие (Суверен может дать согласие, забрать или воздержаться).
В домашних делах полномочия широки. Назначение министров, тайных советников, членов исполнительных органов и других должностных лиц. За неё это делают премьер-министр и некоторые другие министерства. Вдобавок монарх — глава вооружённых сил (британская армия, королевский флот, королевские ВВС). Прерогатива Суверена — объявлять войну, заключать мир, направлять военные действия.
Касаются прерогативы и иностранных дел: обсуждать условия и ратифицировать договора, союзы, международные соглашения; для осуществления этих прерогатив парламентские одобрения не нужны. Однако договор не может менять внутренние законы королевства — в этом случае парламентский акт нужен. Суверен также аккредитует британских высоких комиссаров и послов, и принимает иностранных дипломатов. Британские паспорта выдаются от имени монарха.
Также Суверен почитается источником справедливости, и назначает судей по всем видам дел. Лично монарх не правит правосудие; судебные функции и наказания совершаются в её имя. Общий закон гласит, что Корона «не может ошибаться»; монарх не может быть судим в собственном суде за уголовные преступления. Crown Proceedings Act 1947 позволяют гражданские иски против Короны в публичных делах (то есть против правительства); но не против личности монарха. Суверен имеет «прерогативу милосердия» и может простить преступления против Короны (до, после и во суда).
Аналогично, монарх также источник чести, источник всех почестей и достоинства. Создаёт пэров, назначает кавалеров в ордена, даёт звание рыцарей и прочие почести (большинство по совету премьер-министра; лично в ордена Подвязки, Чертополоха, Викторианский и Добродетелей).
Наконец, монарх — Верховный правитель англиканской церкви, и может назначать епископов и архиепископов (Премьер-министр выбирает вместо неё из списка, подготовленных Коронной комиссией по назначениям).
34. Пала́та о́бщин (англ. House of Commons; полное наименование — Почте́нные о́бщины Соединённого короле́вства Великобрита́нии и Се́верной Ирла́ндии, собра́вшиеся в Парла́менте, англ. The Honourable the Commons of the United Kingdom of Great Britain and Northern Ireland in Parliament assembled) — нижняя палата парламента Великобритании.
Порядок формирования
Формирование Палаты общин осуществляется путём всеобщих равных прямых выборов при тайном голосовании на основе мажоритарной системы (англ. first past the post) относительного большинства по одномандатным избирательным округам. Это означает, что для получения депутатского мандата кандидату необходимо набрать простое большинство голосов избирателей, при этом он вправе избираться в нескольких округах одновременно, а после объявления результатов выборов, в случае победы, он должен решить, какой округ будет представлять в Палате общин.
Выборы в Палату общин могут быть общими, то есть проходить одновременно на всей территории страны, или промежуточными, то есть проводиться дополнительно в отдельных избирательных округах в связи с вакансией, открывшейся в результате смерти или отставки депутата[2].
Британское парламентское право содержит ряд условий, определяющих недопустимость участия в парламентских выборах. Так, не могут быть членами Палаты общин: 1) иностранцы; 2) некоторые должностные лица, в частности — члены Палаты лордов; 3) государственные гражданские и военные служащие; 4) лица, отбывающие наказание за государственную измену; 5) лица, страдающие психическими заболеваниями; 6) банкроты; 7) лица, признанные виновными в применении незаконных и бесчестных приёмов на выборах[3].
Пассивным избирательным правом обладают британские граждане, достигшие 21 года, за исключением перечисленных выше. В случае избрания в Палату общин лица, не отвечающего требованиям, предъявляемым к депутатам, выборы могут быть признаны недействительными, а такое лицо — дисквалифицировано, если только к моменту дисквалификации препятствия к занятию места в Палате не будут устранены.
Состав
Число избираемых депутатов Палаты общин соответствует количеству избирательных округов, которое может меняться в результате пересмотра их границ в зависимости от численности населения. В настоящее время, по итогам последних выборов 2010 года, депутатский корпус составляет 650 членов.
Так как Палата общин играет главную роль в осуществлении функций парламента, её депутатов принято именовать «членами парламента» (англ. Members of Parliament, сокращенно — MPs).
Члены парламента не вправе одновременно избираться в Палату лордов, однако могут входить в состав правительства, которое формируется по представлению премьер-министра. Формально парламент не участвует в назначении премьер-министра — это прерогатива монарха. На практике монарх может назначить главой правительства только члена той партии, которая имеет большинство в парламенте, поскольку в соответствии с конституционным обычаем премьер-министром становится лидер партии, получившей большинство мандатов в Палате общин.
Срок полномочий
Срок полномочий Палаты общин составляет пять лет. На практике это означает, что парламентские выборы могут быть назначены в любой момент в течение этого срока, то есть имеет место возможность досрочного роспуска парламента, к которой нередко прибегает правительство — в британском парламентском праве на этот случай нет никаких ограничений.
В английской литературе встречается несколько разновидностей роспуска Палаты общин:
а) роспуск в целях получения одобрения политики правительства со стороны избирательного корпуса, если правительство предлагает меры, противоречащие предвыборному манифесту соответствующей партии;
б) роспуск в результате поражения правительства по какому-либо вопросу, если общественное мнение, с точки зрения правительства, поддерживает его, а не парламент;
в) роспуск в целях получения правящей партией преимуществ на парламентских выборах.
Палата может принять решение и о самороспуске, а может, наоборот, продлить срок своих полномочий.
35. Пала́та ло́рдов (англ. House of Lords; полное наименование — Почте́нные Ло́рды духо́вные и све́тские Соединённого короле́вства Великобрита́нии и Се́верной Ирла́ндии, собра́вшиеся в парла́менте) — верхняя палата Парламента Великобритании.
Лорды духовные (англ. Lords Spiritual) представлены духовенством англиканской церкви. В настоящее Палата насчитывает 24 духовных лорда. Среди них — 5 важнейших прелатов церкви: Архиепископ Кентерберийский, Архиепископ Йоркский, Епископ Лондона, Епископ Дурхэма, и Епископ Винчестерский, а также 20 диоцезианских епископов. Церковь Шотландии не представлена духовными лордами; будучи пресвитерианской, она не предполагает архиепископов и епископов. Церковь Ирландии была представлена в Палате лордов с 1801 года, после того, как Ирландия вошла в состав Соединённого королевства. Из иерархов Ирландской церкви могли заседать четверо (один архиепископ и три епископа), ротируя своих представителей в конце каждой парламентской сессии (длящейся обычно один год). Церковь Ирландии, однако, потеряла статус государственной в 1871 году. Аналогичная ситуация сложилась в отношении церкви Уэльса, переставшей существовать в 1920 году. Таким образом, в настоящее время духовные лорды представляют только англиканскую церковь.
Ранее духовные лорды составляли большинство в Палате лордов. С 1539 года в результате «Роспуска монастырей» в состав Палаты входили только архиепископы и епископы. В 1642 году в период английской гражданской войны духовные лорды были полностью исключены, но возвращены в соответствии с Актом о церкви 1661 года. Многие духовные лорды были исключены по Манчестерскому акту о епископате 1847 и позднейшим актам.
Лорды светские
Светские лорды (англ. Lords Temporal) образуют самую многочисленную группу в Палате со времён «Роспуска монастырей». Среди них различают наследственных и пожизненных пэров.
До реформы 1999 года все светские лорды — их насчитывалось порядка 700 человек, — были, за некоторым исключением[2], наследственными пэрами (англ. hereditary peers) по праву рождения и носили титулы графа, маркиза, герцога, виконта или барона. Акт о Палате лордов 1999 года установил, что отныне наследственные пэры должны избираться, и сократил их число до 92 человек. Из них 2 пэра осталось ввиду наследуемых церемониальных должностей, 15 — выбираются всей Палатой, а остальные 75 — политическими партиями, членами которых они являются, при этом число избираемых партией пэров отражает количество занимаемых ей парламентских мест.
Крупнейшей группой светских лордов и всей Палаты в целом являются пожизненные пэры (англ. life peers). Согласно Акту о пожизненных пэрах 1958 года пожизненное пэрство в ранге барона присваивается монархом по представлению премьер-министра за выдающиеся заслуги перед государством и без права передачи титула по наследству. Такой титул получают, как правило, премьер-министры, спикеры и депутаты Палаты общин после отставки, а также дипломаты, выдающиеся политические и общественные деятели.
Отдельную группу в верхней палате составляют независимые, или беспартийные пэры (англ. crossbenchers), которые избираются Комиссией по назначениям в Палату лордов (англ. Lords Appointments Commission), учреждённой с этой целью в 2000 году. Среди независимых членов Палаты есть как пожизненные, так и наследственные пэры.
До 2005 года в Палату лордов входили и так называемые судебные лорды (англ. Lords of Appeal in Ordinary), или лорды-юристы (англ. Law Lords), назначаемые монархом по представлению премьер-министра для осуществления судебных полномочий в связи с тем, что Палата лордов играла роль высшей апелляционной инстанции. Актом о конституционной реформе 2005 года, вступившим в силу лишь в 2009 году, был учрежден Верховный суд (англ. Supreme Court), состоящий из 12 судей, на который отныне возлагалась эта функция. Первыми судьями были назначены действующие судебные лорды.
Должностные лица
Лорд-спикер
Должность лорда-спикера была задумана в 2003 году после принятия решения о разделении обязанностей лорда-канцлера (первоначально должность лорда-канцлера должна была быть упразднена). Специальный комитет палаты лордов изучил вопрос о новой должности председателя палаты, включая и вопрос о ее наименовании. По рекомендации комитета должность получила название «лорд-спикер», в том числе и потому, что данное название уже использовалось ранее в регламентах и справочниках. Лорд-спикер палаты лордов избирается членами палаты и должен быть политически беспристрастным. До июля 2006 г. роль председателя палаты лордов осуществлял лорд-канцлер. Согласно акту о конституционной реформе 2005 года позиция «спикера палаты лордов» (именно так название определено в акте) стала отдельной должностью, позволяя тем самым занять эту должность кому-то другому кроме лорда-канцлера. Лорд-канцлер продолжал исполнять обязанности спикера палаты лордов в переходный период — с момента принятия закона и до вступления закона в силу. Первым лордом-спикером была баронесса Хелен Валери Хэйман. Текущий лорд-спикер — баронесса Фрэнсис Д’Соуза — вступила в должность 1 сентября 2011г.
Лидер
Комитеты
В палате постоянно действуют специализированные комитеты. На сегодняшний день их 5 (Комитет по делам Европейского Союза, Комитет по экономической политике и др.).
Реформа Палаты лордов 1999-2002 гг.» имеет целью показать связь между реформой 1999-2002 гг. — первым этапом реформирования верхней палаты и вторым (возможно не последним) этапом, в результате которого Палата лордов лишилась судебной функции, и роль высшей судебной инстанции передана создаваемому Верховному суду Соединенного Королевства. То, что было сделано в 1999-2002 гг. рассматривалось авторами реформы лишь как первоначальный этап реформирования палаты. Следующий этап должен был стать переходом к прямым выборам верхней палаты избирательным корпусом страны. Однако от быстрой реализации этого намерения пришлось отказаться. Проведенное в 2003 г. голосование о переходе хотя бы к смешанному формированию Палаты лордов (избранию части ее членов), не дало результатов ни в одной из палат Парламента. Безуспешна была и аналогичная последняя попытка в 2007 году. Вторым этапом реформы стало принятие в 2005 г. Акта о конституционной реформе. Это было несколько непредвиденное продолжение, поскольку при проведении реформы 1999-2002 гг. деятельности судебного органа Палаты лордов была дана высокая оценка. У идеи вывести высший суд из парламента было немало противников. Возражения сводились к тому, что решения суда имеют высокий авторитет в глазах общественного мнения в значительной мере благодаря тому, что их выносит палата парламента, а соединение в палате законодательной и судебной деятельности небесполезно как для законодателей, так и для судей. Однако эта позиция не получила поддержки, и один из видных ее представителей Лорд-канцлер Ирвинг в тот же день 12 июня 2003 г, когда было сделано правительственное заявление о создании Верховного суда вместо апелляционной юрисдикции Палаты лордов, подал в отставку. Предлагалось, например, создать большой двухпалатный суд, одна из палат которого рассматривает «конституционные дела», а другая — все остальные.

Смотрите также  ВОПРОС 14. Прекращение обязанностей Президента. Процедура импичмента
Войти с помощью: 
Подписаться
Уведомление о
guest
0 Комментарий
Встроенные отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Будем рады вашим мыслям, пожалуйста, прокомментируйте.x
()
x