Сравнительная характеристика микро- и макроэволюции

0 236

Сравнительно-морфологические данные различных
Выяснение микроэволюционных процессов растений одного вида различных мест обитания
 
Материал: гербарии растений одного вида, но различных мест обитания.
Пособия: схемы дивергенции, таблицы.
Оборудование: подносы, линейки, определители.
 
 
Задания и методические рекомендации
 
Внимательно рассмотрите два-три одного вида из разных мест. На основании морфологических признаков докажите отличие растений одной популяции от растения другой популяции. Полученные результаты, ха­рактеризующие различия популяций, занесите в таблицу 11.
 
Таблица 11
 популяций растений
 
Название вида
Признаки
Причины сходства и различия между растениями
Форма листа
Стебель
Цветки
Соцветия
Время цветения
 
 
 
 
 
 
 
 
2. Используя учебные пособия, лекции выясните различия микроэволюции и макроэволюции. Заполните таблицу 12.

Таблица 1 2 Признаки
Ми кроэволюция
Макроэволюция
 
1 . Направлен­ность эволюци­онных преобра­зований (конеч­ный результат эволюционных процессов).
 
 
2. Механизмы эволюционных преобразований.
 
 
3. Длительность эволюционных процессов.
 
 
 
Выводы по теме:
1. Микроэволюция — совокупность процессов, связанных с адаптивными процессами внутри вида.
2. Вид обладает пространственной организацией, он состоит из сово­купностей популяций, которые являются единицами микроэволюции.
3. Между популяциями существуют определенные взаимодействия, ко­торые выражаются в различных формах соревнования как проявления ак­тивности индивидов и групп индивидов.
4. Виды приспособлены к разнообразным условиям существования, что приводит к генотипическому и фенотипическому полиморфизму.
5. Воспроизводство популяций и вида в целом — обеспечивается пове­дением особей одного вида, иногда и разных видов.

Рекомендуемая литература
1. Бердников В.А. Основные факторы микроэволюции. Новосибирск: Наука, 1990.
2. Бердников В.А. и прогресс. Новосибирск: Наука, 1991 .
3. Иорданский Н.Н. жизни. М., 2001.
4. Попов А.А. Основы теории эволюции. М.,1995, 2000 .
5. Северцов А.С. Направленность эволюции. М.: МГУ, 1990.
6. Солбриг О. и Солбриг Д. Популяционная биология и эволюция. М.: Мир, Гл. 12. 1982.
7. Яблоков А.В. Популяционная биология. М.: Высшая школа, 1987
8. Яблоков А.В., Юсупов А.Г. Эволюционное учение. М.: Высшая шко­- ла, 1981.
Тема 8. Движущие силы эволюции
(семинарско-практическое)
 
Цели занятия
1. Сформировать представления о движущих факторах эволюции: из­ менчивости, борьбе за существование, естественном отборе.
2. Определить творческую роль естественного отбора.
 
Основные понятия:
изменчивость — наследственная, ненаследствен­ная, групповая, индивидуальная, модификационная, коррелятивная, комбинативная. мутационная, фенотипическая, возрастная, сезонная, географи­ческая, ютналъная, борьба за существование — внутривидовая, межвидовая, с условиями среды, естественный отбор — стабилизирующий, дизруптивный, направленный, автономизация, экологическая ниша, адаптивная зона, элиминация групповая, индивидуальная.
 
Теоретические вопросы
1. Современное понимание борьбы за существование. Ее формы и значение.
2. Сравните борьбу за существование в системах «популяция», «вид» и «биогеоценоз».
3. Что нового по сравнению с учением Ч. Дарвина в современном по­нимании естественного отбора?
4. Предпосылки действия естественного отбора.
5. Значение модификационной изменчивости для отбора.
6. Формы естественного отбора. В чем суть и механизмы действия разных форм естественного отбора?
7. Что определяет результаты и направления действия естественного отбора?
8. Как понимаете определение «экологическая ниша» и «адаптивная зона»?
9. Роль отбора для образования адаптации. Приведите пример.
10.Что такое автономизация формообразовательных процессов? Как она связана с естественным отбором?
11 .Творческая роль естественного отбора.
12.Существует ли специфика действия отбора на разных уровнях орга­низации.
13.В чем выражается связь естественного отбора с элиминацией. При­ведите примеры.
 
Практическая работаСравнительная характеристика факторов эволюции

 
Материал: Коллекции насекомых разных видов.
Пособия: таблицы, доказывающие действие естественного отбора, измен­чивость, борьбу за существование.
Оборудование: подносы, справочники, линейки.

Задания и методические рекомендации
1. На основании известных вам примеров изменчивости, борьбы за суще­ствование и естественного отбора в природе заполните таблицы 13,14,15.
Таблица 13

Войти с помощью: 
Подписаться
Уведомление о
guest
0 Комментарий
Встроенные отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Будем рады вашим мыслям, пожалуйста, прокомментируйте.x
()
x