Сравнительные характеристики ЕС, НАФТА и АТЭС

0 369

ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ
СТУПЕНИ РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ
Ступени
Сущность
Примеры
1. Зона свободной торговли
Отмена таможенных пошлин в торговле между странами-участниками интеграционной группировки
ЕЭС в 1958-1968гг.
ЕАСТ с 1960г.
НАФТА с 1988г.
МЕРКОСУР с 1991г.
2. Таможенный союз
Унификация таможенных пошлин в отношении третьих стран
ЕЭС в 1968-1986гг.
МЕРКОСУР с 1996г.
3. Общий рынок
Либерализация движения ресурсов (капиталов, рабочей силы и т.д.) между странами – участниками интеграционной группировки
ЕЭС в 1987 – 1992 гг.
4. Экономический союз
Координация и унификация внутриэкономической политики стран-участников, включая переход к единой валюте
ЕС с 1993г..
5. Политический союз
Проведение единой внешней политики
Пока примеров нет
На каждой из ступеней устраняются определенные экономические барьеры (различия) между странами, вступившими в интеграционный союз. В результате в границах интеграционного блока складывается единое рыночное пространство, все страны участницы выигрывают за счет повышения эффективности деятельности фирм и понижения государственных расходов на таможенный контроль.
В Северной Америке с 1988 г. развивается новый ²общий рынок² (НАФТА — Североамериканское соглашение о свободе торговли) в составе США, Канады и Мексики. Третьей важной зоной интеграционных процессов является Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР), где с 1989г. Развивается «Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество» (АТЭС).
Таблица 15-4 Характеристики
ЕС (с 1958г.)
НАФТА (с 1988г.)
АТЭС (с 1989г.)
  Число стран на начало 2000-х гг.
25 (включая страны Балтии)

21 (включая Россию)
Уровень интеграции
Экономический союз
Зона свободной торговли
Формирование зоны свободной торговли
Распределение сил внутри блока
Полицентричность при общем лидерстве Германии
Моноцентричность (США – абсолютный лидер)
Полицентричность при общем лидерстве Японии
Степень разнородности стран-участниц
Наиболее низкая
Средняя
Наиболее высокая
Развитие органов наднационального управления
Система органов наднационального управления (Совет ЕС, Европейская комиссия, Европарламент и др.)
Специальных органов наднационального управления нет
Органы наднационального управления уже есть, но не играют большой роли
Доля в мировом экспорте в 1997г., в %

(без стран НАФТА – 26%)
              Между крупнейшими современными региональными экономическими блоками развитых стран – ЕС, НАФТА и АТЭС – есть существенные различия (Табл. 15-4).

В 2000-е гг. Россия, Белоруссия, Казахстан, Таджикистан и Украина объявили о создании Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС).
Большое число (более 30) интеграционных группировок существует в ²третьем мире². Однако эти экономические союзы характеризуются низким уровнем развития и неустойчивостью большинства из них.
Перспективы участия
Российской Федерации
в международных
экономических отношениях
При оценке перспектив участия Российской Федерации в международных экономических отношениях следует принимать во внимание следующие объективные предпосылки.
1. Факторы, благоприятные для российской экономики:
— колоссальный природно-ресурсный потенциал: высокая степень обеспеченности, нередко с избытком, разнообразными топливно-энергетическими, минерально-сырьевыми, водными, лесными ресурсами; огромные резервы удобных территорий;
— мощный научно-технический потенциал: высококвалифицированные научные и инженерные кадры, развитая база для фундаментальных исследований, возможность комплексных исследований и разработок в самых разных областях при опоре, преимущественно, на собственные силы, накопленный опыт, приоритет на многих ключевых направлениях НИОКР;
— весьма дешевая по сравнению с развитыми странами рабочая сила;
— географическая близость к ключевым регионам современного мира: Азиатско-Тихоокеанскому региону и Европе, выгодное транзитное положение;
— сложившаяся ресурсная, технологическая и организационная (кооперационная) зависимость от российской экономики ряда стран третьего мира, бывшего СЭВ и особенно ²стран — осколков² СССР;

— противоречия между ²центрами силы² высокоразвитых стран, позволяющие на них ²играть².
2. Факторы, неблагоприятные для российской экономики — перечень, к сожалению, более внушителен:
— ²неналаженность², несбалансированность рыночных механизмов в перестраивающейся российской экономике; ненадежность, неполнота необходимых структур и институтов, недостаточность опыта участия в международных экономических отношениях, особенно у ²низовых² хозяйственных звеньев (предприятий, фирм), получивших самостоятельность;
— совершенно не приспособленная к требованиям современного мирового рынка структура экономики на всех уровнях, низкая производительность труда и высокая энерго- и материалоемкость во всех отраслях (что соответствует экстенсивному типу экономики), как следствие — частая неспособность выдерживать ценовую конкуренцию несмотря на дешевизну рабочей силы; объективная необходимость расходовать огромные средства на цели структурной реконструкции при невозможности получить эти средства (как бы ²замкнутый круг²);
— низкое качество большей части рабочей силы: низкий уровень функциональной грамотности, профессиональной и трудовой этики, как следствие — частая неспособность выдерживать конкуренцию по качеству;
— оторванность научно-технической базы от производства, низкие темпы распространения нововведений в невоенных отраслях, как следствие — техническая и технологическая отсталость;
— несовершенство национальной финансовой системы, слабость и неустойчивость национальной валюты;
— неэффективное государственное управление, высокий уровень некомпетентности, коррупции и произвола в государственных структурах;
— стремление крупного капитала, правящих кругов высокоразвитых стран не допустить усиления потенциального конкурента, наоборот, по возможности ослабить его, превратив в ²сырьевой придаток² Запада и источник дешевых, но высококачественных ²мозгов²;
— политические и националистические амбиции правящих кругов республик бывшего СССР, разрушившие многие хозяйственные связи и мешающие их восстановлению.
Разумеется, действие всех этих факторов модифицируется конкретной экономической и социальной политикой Правительства Российской Федерации.

Войти с помощью: 
Подписаться
Уведомление о
guest
0 Комментарий
Встроенные отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Будем рады вашим мыслям, пожалуйста, прокомментируйте.x
()
x