Статус парламентариев

0 162

Являясь представительным органом, парламент состоит из ус­тановленного конституцией или реже законом количества лиц, получивших статус члена парламента по тому или иному основа­нию. Такие лица обобщенно именуются парламентариями, а офи­циально — в различных странах по-разному. Так, члены нижних палат называются обычно депутатами. В Великобритании же и США только они называются членами парламента. Так или ина­че, парламентарии обладают специальной правосубъектностью,- а их статус имеет целый ряд общих черт. Главными характеристи­ками статуса парламентария выступают:
— основания получения и срок мандата;
— наличие комплекса прав и обязанностей;
— гарантии их реализации;
— ответственность и основания прекраще­ния полномочий.
Основания приобретения и срок мандата парламентариев мы рассмотрели выше в первом вопросе лекции.
Права и обязанности.Депутату предоставлены широкие возможности для активно­го участия в работе парламента и его органов. Он имеет право, участвовать в заседаниях парламента (палаты), выступать в пре­ниях, вносить законопроекты или предложения, предлагать по­правки к законопроектам, входить с запросами к представителям исполнительной власти, участвовать в обсуждении и принятии бюджета и осуществлять иные полномочия. Депутат может быть членом постоянных и временных парламентских комиссий и дру­гих органов парламента. Он вправе участвовать в работе комис­сий, членом которых он не является, но в которых обсуждается его предложение. В таком случае он обладает правом совещатель­ного голоса. Обычно наибольшую активность депутаты проявляют перед окончанием срока полномочий парламента и новыми парла­ментскими выборами. В то же время следует отметить, что пред­ложения депутатов, не поддержанные их партийными фракция­ми, имеют мало шансов на принятие.
Основными гарантиями парламентского мандата являются его свободный характер, парламентский и индемнитет.
Сво­бодный характер мандата парламентария означает, что он неответ­ствен за свою деятельность перед кем бы то ни было, включая сво­их избирателей: депутат не обязан выполнять их указания, а они не могут отозвать его. Законодательство большинства демократичес­ких стран закрепляет именно свободный (а не императивный, пред­полагающий ответственность депутата перед избравшими его лица­ми) парламентский мандат в силу того, что парламентарий признает­ся прежде всего законодателем, и поэтому он обязан руководство­ваться общегосударственными, а не местными интересами. Напри­мер, ст. 27 Конституции Франции 1958 года гласит: «Любой импе­ративный мандат недействителен».
Парламентский иммунитет. Депутат является лицом неприкосновенным. Он не может без согласия парламента или его руководящих органов быть привле­чен к ответственности или подвергнут аресту за совершение пра­вонарушения, за исключением случаев, когда он застигнут на месте совершения преступления. По представлению следственных орга­нов парламент может дать такое согласие либо простым, либо квалифицированным большинством голосов.

Индемнитет.Данный термин имеет два значения:
— неответственность за высказывания и голосования в парламенте, хотя в действительности депутат связан партийной дисциплиной, обязательствами перед своими лоббистами, определенными регламентарными правилами, жесткими требованиями соблюдения государственной тайны.
— вознаграждение парламентария, которое приравнивается к окладам слу­жащих высших разрядов и включает суточные, оплату транспор­та, корреспонденции, командировок, особые средства выделяют­ся на представительские расходы, содержание аппарата и офиса. В некоторых странах депутаты, пробывшие на своем посту опре­деленный срок, приобретают право на льготное пенсионное обес­печение. Часть депутатского вознаграждения освобождается от налогов. Таким образом, место в парламенте является весьма до­ходным.
Прекращение депутатских полномочий осуществляются:
— по истечение срока полномочий парламента или его досрочный роспуск;
— лишение депутата прав по специальному ре­шению парламента или суда;
— отказ депутата от своего мандата по причинам личного порядка или в связи с получением поста, кото­рый согласно закону несовместим с депутатскими полномочиями. Такая несовместимость может устанавливаться конституцией или специальными законами (например, ст. 56 и 57 Конституции Гре­ции). В некоторых странах подобная несовместимость устанавли­вается для министерских постов, дипломатической службы и др. При этом в одних странах депутат возвращается к исполнению своих депутатских обязанностей после ухода с того поста, кото­рый несовместим с депутатским (например, в Швеции), а в других (например, во Франции) министр, ушедший в отставку, не может вернуться к исполнению депутатских полномочий, если толь­ко он не будет избран депутатом повторно.

В ряде стран, в частности в ФРГ, избирательный закон пре­доставляет Конституционному суду право лишать депутатов полномочий в том случае, если они признаются членами запрещен­ной, т. е. «неконституционной» партии. В практике зарубежных стран имели место случаи лишения депутатов их полномочий по политическим мотивам.
В соответствии с Конституцией Японии (ст. 58) каждая палата «может применять наказания в отношении своих членов за пове­дение, нарушающее дисциплину. Однако для исключения члена палаты из ее состава необходимо принятие резолюции об этом большинством не менее 2/3 голосов присутствующих членов».[35]

Войти с помощью: 
Подписаться
Уведомление о
guest
0 Комментарий
Встроенные отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Будем рады вашим мыслям, пожалуйста, прокомментируйте.x
()
x