Статья 17 2 страница

0 77

Международный аспект декларирует известные принципы международного права в сфере межгосударственных отношений, а именно:
• борьба за мир;
• предупреждение новой мировой войны и региональным конфликтам;
• решение любых разногласий мирными политическими средствами;
• развитие всеобщего сотрудничества, широкой кооперации между странами и народами в разнообразных сферах экономики, науки и техники;
• предоставление финансовой и другой помощи развивающимся странам соответственно к международным документам и программам;
• любое содействие миротворческой и природоохранной деятельности ООН со стороны государств-членов.
Нормы, регулирующие права человека в мирное время, имеют ряд характерных черт, которые отличают их от законов и обычаев войны. К ним можно отнести следующие:
— сравнительно недавнее формирование и закрепление в международном праве;
— создание конвенционных контрольных органов;
— учреждение механизма контроля над всеми государствами — членами ООН, а не только теми, которые ратифицировали те или иные договоры.
Эти и другие различия, по мнению многих ученых, свидетельствуют, что в настоящее существуют две отрасли права: международное гуманитарное право и международное право прав человека.
Права человека в качестве отрасли международного права представляют собой совокупность принципов и норм, закрепленных во всех трех указанных ранее группах международных документов. Все эти принципы и нормы должны соблюдаться как в мирное время, так и в период вооруженных конфликтов. Действие некоторых из них может быть приостановлено государствами во войны или в период иного чрезвычайного положения. В то же время ряд фундаментальных прав и свобод человека должен соблюдаться каждым государством независимо от ситуации или положения.
 
12.
В советское существовали гражданские и политические права, равенство мужчин и женщин и др. Они были закреплены в Основных законах государства. Уже в январе 1918 года был опубликован проект Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа, на III Всероссийском съезде Советов эта Декларация была утверждена, а впоследствии легла в основу первой советской Конституции.
Первая Конституция была принята 10 июля 1918 года на V Всероссийском съезде Советов. Особенность этого документа состояла в том, что он не предоставлял, а лишал определенную категорию граждан некоторых прав и устанавливал фактическое неравенство по признаку социального положения.
Следующая Конституция СССР была принята 31 декабря 1924 года, и еще одна — 5 декабря 1936 года. Конституцию 1936 года в народе назвали «сталинской». На первый взгляд она была самой демократичной. Ст. 125 закрепляла за гражданами СССР основные права и свободы (за исключением, разумеется, неприкосновенности частной собственности): свободу слова, печати, совести, право на создание ассоциаций, свободу шествий, митингов и демонстраций.

Но на самом деле эта Конституция была ширмой для государства, в которой царил террор и произвол властей. Конституция провозглашала основные права и свободы, а вся остальная политическая, юридическая, государственная система, вся идеология, весь советский политический и общественный строй их отрицали. В жернова репрессивной машины попали многие граждане Советской республики.
С середины 1960х годов в России началось право защитное диссидентское движение. Организовал работу самиздат, правозащитниками осуществлялся выпуск бюллетеня «Хроника текущих событий», первым С.А. Ковалев редактором которого была поэтесса и переводчица Н. Горбаневская. Молодежь пыталась отстаивать свое право на достойное существование, свое личное достоинство. Движение правозащитников было многочисленным. Наиболее известными его участниками были С.А. Ковалев, Е.Г. Боннэр, А.Т. Марченко, Л.И. Богораз, В.Ф. Абрамкин, В. Челидзе и др.
Днем начала открытых правозащитных выступлений считается 5 декабря 1965 года, когда у памятника А. Пушкину в Москве состоялась первая не санкционированная властями демонстрация, посвященная незаконному осуждению писателей А. Синявского и Ю. Даниэля.
Значительную роль в становлении прав и свобод человека в России сыграл академик, лауреат Нобелевской премии мира А.Д. Сахаров. Он выступал за необходимость проведения политических реформ в СССР, за отмену смертной казни, за немедленный вывод войск из Афганистана, за освобождение из тюрем политических заключенных.

В 1987 году при деятельном участии М.С. Горбачева в СССР были освобождены практически все узники совести — политические заключенные, а в 1989 году был подписан Указ о реабилитации лиц, незаконно репрессированных в 1930 х — 1950 х годах.
советская концепция прав человека сильно отличалась от концепции превалирующей на Западе, где частная собственность является основой экономики. Де-юре граждане обладали широким спектром прав, в частности Конституция СССР 1936 года и Конституция СССР 1977 года всем гражданам предоставляли равные права:всеобщее, равное и прямое избирательное право при тайном голосовании;право на труд и отдых, материальное обеспечение в старости и ,свобода совести, слова, печати, собраний и митингов.Провозглашались неприкосновенность личности и тайна переписки.Впервые в истории Советского государства Конституция 1936 года всем гражданам предоставляла равные права: В статье 126 Коммунистическая партия провозглашалась «руководящим ядром» государственных и общественных организаций (в Конституции 1924 г. партия не упоминалась).Конституция СССР 1977 года — основной закон СССР, принятый 7 октября 1977 года Верховным Советом СССР взамен Конституции СССР 1936 года. Эта конституция закрепляла однопартийную политическую систему (статья 6). Вошла в историю как «конституция развитого социализма».По сравнению с конституцией 1936 г. появились:на охрану здоровья. ..на жилище. …на пользование достижениями культуры. …гарантируется свобода научного, технического и художественного творчества. … Права авторов, изобретателей и рационализаторов охраняются государством..обязаны заботиться о воспитании детей … Дети обязаны заботиться о родителях и оказывать им помощь…обязаны беречь природу, охранять её богатства.Забота о сохранении исторических памятников и других культурных ценностей . содействовать развитию дружбы и сотрудничества с народами других стран, поддержанию и укреплению всеобщего мира.Де-факто многие из этих деклараций не соблюдались. Например, цензура в СССР носила тотальный и идеологический характер, а переписка подвергалась массовой перлюстрации. В СССР сложилось тоталитарное государство. Основные права и интересы граждан провозглашались лишь формально. Было фактически сведено на нет действие законов.В Конституции СССР 1977 года говорилось, что граждане СССР «обладают всей полнотой социально-экономических, политических и личных прав и свобод, провозглашенных и гарантируемых Конституцией СССР и советскими законами». Вместе с тем отмечалось, что «использование гражданами прав и свобод не должно наносить ущерб интересам общества и государства, правам других граждан» (ст. 39). Конституция провозглашала следующие права:Конституция также провозглашала защиту семьи: создание и развитие широкой сети детских учреждений, организация службы быта и общественного питания, выплата пособий по случаю рождения ребёнка, предоставление пособий и льгот многодетным семьям, а такие других видов пособий и помощи семье (ст. 58).Конституцией гарантировалась неприкосновенность личности (арест не мог проводиться иначе как на основании судебного решения или с санкции прокурора) и неприкосновенность жилища (никто не имел права без законного основания войти в жилище против воли проживающих в нём лиц).
 
13.
Всеобщность и универсальность прав и свобод человека-один из основных принципов.
Мы уже рассматривали структуру ПЧ и отмечали, что в широком смысле они включают обширный комплекс видов прав и свобод. ПЧ носят всеобщий универсальный характер, что выражается в принципе «все права для всех». Эта всеобщность и универсальность проявляются в основных принципах ПЧ:
— принцип гуманизма
— принцип свободы и ответственности граждан;
— равенство и равноправие.
В основе принципа гуманизма лежит идея о ценности человеческой жизни и личности, ее свободе и борьбе за ее права, защита ее достоинства. В наше международное сообщество обеспокоено нарушением этого принципа, ООН и ее институты (типа ЮЕКСКО) руководствуются этим принципом в своей деятельности, что отражается в документах, принимаемых ими в области ПЧ.
Второй всеобщий принцип ПЧ — свободы и ответственности граждан — в своей трактовке прошел непростую эволюцию, будучи тесно связан с развитием общества, типов и форм гос. Устройства, с развитием самой человеческой личности. Проблема свободы человека и ее степени — это главный критерий цивилизованности, культурности и развития общества. Еще Кант говорил, что процесс развития человеческой свободы противоречив, ему присущи антагонизмы, сама природа человека несовершенна, несовершенны и созданные им и государство, что и затрудняет достижение свободы. Он считал, что свобода недостижима без развития людей, она обусловлена природными и социально-экономическими факторами, которые надо рассматривать в историческом и географическом контексте. В странах, где царят бедность и произвол властей, больше препятствий на пути достижения свободы.
Свободный человек принимает решения по своей воле. Но насколько эти решения и сама свободная деятельность человека согласуется со свободой других людей, групповыми и общественными интересами? Свобода и ответственность личности становятся двумя взаимообусловливающими характеристиками ее бытия. В любом государстве личность в своей деятельности должна считаться с обязанностями, определенными законом, не должна причинять ущерб государству, обществу, другим людям. Настоящая свобода несовместима с безответственностью и вседозволенностью. Здесь уместно вспомнить девиз демократии: «Разрешено все, что не запрещено законом». Он означает не только законопослушание. Люди должны ориентироваться и на неписаные законы морали. Наиболее ясно выражены морально — нравственные нормы в предписаниях религии. Без свободы выбора нет и самой свободы, но это должен быть разумный выбор. В правовом государстве законодательство не должно противоречить требованиям морали. По этому важен от бор и приход во власть ответственных людей, которые не стали бы наносить своими действиями ущерб и своему народу, и безопасности соседей, и миру в целом в целом. В контексте ПЧ к концу ХХ в. развилась система международной и политической ответственности высшей власти государства перед мировым сообществом и представляющими его международными организациями (СБ ООН, международный суд, Европейский суд по ПЧ и др.) за действия, наносящие ущерб миру и безопасности народов или понимаемые как преступления против человечества.
И, наконец, следует упомянуть и третий — универсальный принцип — равенства и равноправия. Все конституции стран Европы и Северной Америки предусматривают этот принцип, провозглашенный еще Декларацией прав человека и гражданина 1789г. («Люди рождаются и остаются свободными и равными в правах»). Но проблемой остается гарантия этих прав. Само их содержание изменилось в связи с признанием, наряду с гражданскими и политическими, и социально- экономических прав. Здесь важно, чтобы свобода одних не нарушала социальную защищенность других.
Необходимо еще раз вспомнить структуру ПЧ и входящие в нее виды ПЧ: гражданские (как фундаментальную основу жизнедеятельности людей), политические, экономические, социальные, культурные и экологические права и свободы, и подчеркнуть, что они взаимосвязаны и неделимы, т.е. носят всеобщий и универсальный характер. И формирование в последние десятилетия «после 2-ой мировой войны» третьего поколения ПЧ — права на мир, справедливый мировой порядок, безопасность, экологически чистую окружающую среду, на приобщение к современным достижениям науки, культуры и образования — лишь дополняет эту всеобщность и универсальность ПЧ. Ведь субъектами ПЧ выступают и отдельные личности, и социальные группы, и какие-либо социальные общности, и народы, и нации, и обще социальный субъект (государство). Поэтому нарушение ПЧ — это препятствие всестороннему развитию личности и общества, угроза миру и социальному прогрессу, что доказывает их всеобщность и универсальность.
НЕОТЧУЖДАЕМОСТЬ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА — — один из фундаментальных принципов конституционного строя и конституционно-правового статуса человека в демократических государствах. Н. п. ч. означает, что права человека принадлежат ему от рождения, имеют естественный характер, государство может лишь регулировать их осуществление и устанавливать для них гарантии. Государство т.ж. может исключительно на временной основе ограничивать возможность осуществления некоторых прав и свобод человека в период действия режима чрезвычайного положения. По окончании действия этого режима права и свободы восстанавливаются в полном объеме. В Конституции РФ 1993 г. принцип Н.п.ч. провозглашается в п. 2 ст. 17 и получает развитие в п. 2 ст. 55, согласно которому в РФ не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. В т.н. «социалистических» странах официальная государственно-правовая доктрина придерживается той точки зрения, что правами и свободами человека наделяет государство, а значит, оно может изменять и отменять их по своему усмотрению.
 
14.
Непосредственное действие прав и свобод человека означает возможность осуществлять, реализовывать, защищать эти права и свободы в конкретных жизненных обстоятельствах. Права и свободы человека не должны быть фикцией, Они должны быть реально обеспечены, закреплены и защищены законом, деятельностью государства. Основные права и свободы закреплены прежде всего в К РФ. К РФ должна быть работающим политико-юридическим документом. Принцип непосредственного действия прав и свобод человека означает: — возможность защищать их в случае нарушения, руководствуясь К РФ — суд, принимая решение, может ссылаться на конституционные нормы — верховенство этих прав и свобод в правовой системе. Естественные права – неотъемлимые права, принадлежащие человеку от рождения. Эти права объективно существуют независимо от чьей-либо воли. Это такие права, как право на жизнь, свободу, семью и т.д. Признание и защита естетственных прав – неообходимый признак любого демократического общества. Субъективные права противопоставляются объективному праву. Объективные права – система возможностей, правомочий, которые закреплены в юридических нормах, устанавливаемых и обеспеченных государством Субъективные же права – конкретные права и свободы личности, они непосредственно связаны с субъектом, принадлежат ему, зависят от его воли и сознания. Субъект может непосредственно ими воспользоваться и требовать их защиты. Субъективные права рассматриваются как неотъемлимая часть конкретной личности.
 
15.
Международная конвенция для защиты всех лиц от насильственных исчезновений — конвенция ООН, принятая в 2006 году. Вступила в силу 23 декабря 2010 года, через 30 дней после того, как число стран-участников достигло 20. Целью конвенции является защита от насильственных исчезновений, которые определяются в статье 2 следующим образом:
арест, задержание, похищение или лишение свободы в любой другой форме представителями государства или же лицами или группами лиц, действующими с разрешения, при поддержке или с согласия государства, при последующем отказе признать факт лишения свободы или сокрытии данных о судьбе или местонахождении исчезнувшего лица, вследствие чего это лицо оставлено без защиты закона
Для контроля над исполнением конвенции должен быть создан комитет в составе десяти экспертов, избираемых на четыре года с возможностью однократного переизбрания. В функции комитета входит:
рассмотрение докладов, которые страны должны представить в течение двух лет после вступления для них в силу конвенции;
подача просьб и рекомендаций государствам-участникам по просьбам о розыске и установлении местонахождения исчезнувшего лица;
рассмотрение сообщений о нарушении Конвенции странами, которые разрешили такие сообщения, сделав декларацию согласно статье 31 (сообщения от частных лиц) или 32 (сообщения от других государств-участников, сделавших аналогичную декларацию);
посещение государств-участников с их согласия при наличии сведений о совершении государством действий, наносящих серьёзный ущерб положениям Конвенции;
предоставление ежегодного доклада о своей деятельности;
доведение вопроса о широкой или систематической практике насильственных исчезновений в каком-либо из государств-участников до сведения Генеральной Ассамблеи.
По состоянию на октябрь 2012 года, конвенцию ратифицировали или к ней присоединились 36 стран.
 
16.
Права человека – это определенные нормативно структурированные свойства и особенности бытия личности, которые выражают ее свободу и являются неотъемлемыми и необходимыми способами и условиями ее жизни, ее взаимоотношений с обществом, государством, другими индивидами. Права человека неотчуждаемы — никто не может лишить человека его естественных прирожденных прав – на жизнь, на личную неприкосновенность, свободный выбор способов своей жизнедеятельности, свободу совести, мнений, убеждений и других прав. Концепция прав человека исходит их того, что, с одной стороны, права человека представляют собой объективные принципы, на которых базируется правовая система и государственное устройство в целом. Они определяют в позитивном смысле главные направления деятельности государства и его органов и ограничивают влияние государства на социальные процессы. С другой стороны, это субъективные права личности. Это означает, что каждая личность — субъект комплекса принадлежащих ей прав и сама решает, как ими пользоваться. При этом каждый вправе требовать от государства защиты своих прав. В структуре прав человека главным выступает фундаментальное качество – достоинство: признание за человеком ценности как существа, наделенного разумом, волей и чувствами, независимо от того, что он о себе думает и как его оценивают другие. Человеческое достоинство превыше всего – абсолютно, не имеет степеней, принадлежит каждому и выражает абсолютную ценность и самоценность личности. Это высшее человеческое свойство, принадлежащее индивиду от рождения, — источник конституирования всех прав, которые призваны проявлять его и одновременно служить средством защиты, борьбы за него. Ключевым правом человека в данном двуедином требовании предстает прирожденное, неизменное и неотчуждаемое право на свободу и равенство (именно в неразрывности, взаимосвязи между собой), являющееся квинтэссенцией достоинство, которое должно соблюдаться всегда, в первую очередь законодателем, потому что свобода и равенство, взятые порознь и реализуемые независимо друг от друга, не ведут к тождеству справедливости, а значит и тождеству человеческих прав. Права человека опираются на принцип равного достоинства всех людей. Принадлежат каждому представителю человеческого рода, право на уважение его достоинства предполагает, что всякий должен чтить достоинство другого и всякий вправе рассчитывать на уважение своего достоинства со стороны общества. Во взаимосвязях личности и общества достоинство имеет и нравственный аспект. С одной стороны, в нем проявляется чувство ответственности индивида, самооценка своей значимости, взаимоотношений со структурами общества и с другими людьми. С другой, — в нем же обнаруживается признание обществом и индивидами ценности и неповторимости каждого конкретного человека. Все права и свободы складываются в систему прав человека – единое целое, состоящее, из взаимосвязанных прав первого, второго и третьего поколений. Система прав человека совместно с механизмами их гарантий имеют всемирное значение для человека, так как предстают средством защиты, предупреждений и преодоления глобальных угроз, создающих опасность его существованию. Права человека делятся на основные, (конституционные) и остальные. Основные на уровне конституций и главных международных документов о правах человека закрепляют гуманистические идеалы общества, ограничивают власть и защищают человека от ее произвола. В связи с этим конституции стран мира, следуя установившейся в международно-правовых актах терминологии, говоря о правах человека, употребляют слова «каждый имеет право на…», «никто не может быть лишен…», «все». Права человека подразумеваются и в тех случаях, когда конституционный текст закрепляет обезличенную обязанность государства что-то «гарантировать», «признавать» или «охранять». Когда же речь идет о правах, предоставляемых только лицам, имеющим гражданство данного государства, то употребляется четкая формулировка «граждане имеют право». Следовательно, за терминологическим различием стоит различие правового статуса, т е. объема прав и обязанностей человека и гражданина
 
17.
В соответствии со ст. ст. 87 и 88 Конституции РФ приняты Федеральные конституционные законы «О чрезвычайном положении» и «О военном положении», которые являются правовой основой двух особых правовых режимов деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций в исключительных для государства обстоятельствах.
Такими обстоятельствами являются агрессия или непосредственная угроза агрессии против России (для военного положения) или непосредственная угроза жизни и безопасности граждан или конституционному строю РФ (для чрезвычайного положения). К последним обстоятельствам относятся, например, попытки насильственного изменения конституционного строя, захвата или присвоения власти, вооруженный мятеж, массовые беспорядки, террористические акты, блокирование или захват особо важных объектов или отдельных местностей, подготовка и деятельность незаконных вооруженных формирований, межнациональные, межконфессиональные и региональные конфликты, сопровождающиеся насильственными действиями, а также чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, чрезвычайные экологические ситуации, требующие проведения масштабных аварийно-спасательных и других неотложных работ.
В истории большинства государств кризисы (война, вооруженные конфликты, массовые беспорядки, стихийные бедствия и т.п.) вызывали необходимость временного ограничения отдельных прав и свобод граждан при тех или иных чрезвычайных обстоятельствах. Законодательством большинства государств Европы в интересах обороны и национальной безопасности допускаются ограничения прав и свобод граждан в период чрезвычайного, военного (особого, осадного) положения. Так, согласно ст. 55 Конституции Испании действие отдельных прав и свобод (неприкосновенность жилища, право на выбор местожительства и свободное передвижение по национальной территории, на въезд в страну и выезд из нее, свободу выражения мыслей и др.) может быть приостановлено в условиях чрезвычайного или осадного положения. В Португалии введение военного положения должно сопровождаться опубликованием списка прав и свобод, осуществление которых приостанавливается.
В современных условиях возможные ограничения любых прав и свобод граждан должны соответствовать международно-правовым нормам и осуществляться при неукоснительном соблюдении норм национального законодательства. Всеобщей декларацией прав человека (п. 2 ст. 29) закреплено, что «при осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, которые установлены законом исключительно с целью обеспечения должного признания и уважения прав других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе». Отсюда принципиальное требование, что какие-либо ограничения прав и свобод граждан допустимы только в том случае и в той мере, в каких они предусмотрены конституцией конкретного государства и соответствуют нормам международного права. В полной мере это распространяется и на ограничения прав и свобод граждан в условиях чрезвычайного или военного положения.
Анализ зарубежной практики свидетельствует о том, что ограничения прав и свобод в период чрезвычайного или военного положения, как правило: а) не распространяются на основные права граждан; б) носят ограниченный по объему и времени действия характер; в) применяются только на основании соответствующего законодательного акта. Даже при введении чрезвычайного или военного положения основные неотъемлемые права человека (на жизнь, достоинство личности, равноправие и отсутствие дискриминации, неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайны, защиту своей чести и доброго имени, свободу совести, свободу вероисповедания, свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, право на жилище, право на судебную защиту прав и свобод и др.) должны непременно соблюдаться. Характерно, что такой подход согласуется с закрепленной в ч. 3 ст. 56 Конституции РФ нормой, согласно которой в условиях чрезвычайного положения не подлежат ограничению права и свободы, предусмотренные ст. ст. 20, 21, 23 (ч. 1), 24, 28, 34 (ч. 1), 40 (ч. 1), 46 — 54 Конституции РФ .
В этой связи интерес представляют ряд норм ФКЗ «О военном положении» и «О чрезвычайном положении», предусматривающих ограничения отдельных прав и свобод граждан на чрезвычайного или военного положения, которые условно можно разделить на шесть групп. К первой группе ФКЗ «О чрезвычайном положении» (ст. 11) и «О военном положении» (ст. 7 — 8) отнесены такие меры, которые применяются во всех случаях независимо от оснований введения чрезвычайного или военного положения, а именно: а) введение и обеспечение особого режима въезда на территорию, на которой введено чрезвычайное или военное положение, и выезда с нее, а также установление ограничений на свободу передвижения; б) запрещение или ограничение проведения собраний, митингов и демонстраций, шествий и пикетирования, а также иных массовых мероприятий; в) запрещение забастовок и иных форм приостановления или прекращения деятельности организаций; г) ограничение движения транспортных средств и осуществление их досмотра.
Ко второй группе ограничений обоими Законами отнесены меры, которые применяются лишь при введении чрезвычайного положения в связи с попытками насильственного изменения конституционного строя РФ, захвата или присвоения власти, вооруженным мятежом, массовыми беспорядками, террористическими актами, блокированием или захватом особо важных объектов или отдельных местностей, подготовкой и деятельностью незаконных вооруженных формирований, межнациональными, межконфессиональными и региональными конфликтами, сопровождающимися насильственными действиями (при введении военного положения — независимо от оснований). К таким мерам относятся: а) установление запретов на нахождение граждан на улицах и в иных общественных местах в определенное суток (введение комендантского часа); б) ограничение или запрещение продажи оружия, боеприпасов, взрывчатых и ядовитых веществ, установление особого режима оборота лекарственных средств и медицинских препаратов, содержащих наркотические и иные сильнодействующие вещества, спиртных напитков; в) временное изъятие у граждан оружия, боеприпасов, взрывчатых и ядовитых веществ; г) проверка документов, удостоверяющих личность граждан, личный досмотр, досмотр их вещей, жилища и транспортных средств.
К третьей группе ограничений ФКЗ «О чрезвычайном положении» (ст. 12) отнесены меры, которые могут применяться исключительно при введении чрезвычайного положения по вышеназванным основаниям (в связи с попытками насильственного изменения конституционного строя РФ и др.), а именно: а) выдворение в установленном порядке лиц, нарушающих режим чрезвычайного положения и не проживающих на территории, на которой введено чрезвычайное положение, за ее пределы за их счет, а при отсутствии у них средств — за счет средств федерального бюджета с последующим возмещением расходов в судебном порядке; б) продление срока содержания под стражей лиц, задержанных в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством РФ по подозрению в совершении актов терроризма и других особо тяжких преступлений, на весь период действия чрезвычайного положения, но не более чем на три месяца.
К четвертой группе ограничений обоими Законами отнесены такие меры, которые применяются при введении чрезвычайного положения в связи с чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, чрезвычайными экологическими ситуациями, требующими проведения масштабных аварийно-спасательных и других неотложных работ (при введении военного положения — независимо от оснований). К ним, в частности, относится мобилизация (привлечение) трудоспособного населения (граждан) к выполнению аварийно-спасательных работ (работ для нужд обороны, ликвидации последствий применения противником оружия), восстановлению поврежденных (разрушенных) объектов экономики, систем жизнеобеспечения и военных объектов, а также к участию в борьбе с пожарами, эпидемиями и эпизоотиями.
К пятой группе ограничений ФКЗ «О чрезвычайном положении» (ст. 13) отнесены меры, которые могут применяться исключительно при введении чрезвычайного положения в связи с названными чрезвычайными ситуациями: а) временное отселение жителей в безопасные районы с обязательным предоставлением таким жителям стационарных или временных жилых помещений; б) введение карантина, проведение санитарно-противоэпидемических, ветеринарных и других мероприятий; в) отстранение от работы на период действия чрезвычайного положения руководителей государственных и негосударственных организаций в связи с ненадлежащим исполнением ими своих обязанностей и назначение других лиц временно исполняющими обязанности руководителей.

Войти с помощью: 
Подписаться
Уведомление о
guest
0 Комментарий
Встроенные отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Будем рады вашим мыслям, пожалуйста, прокомментируйте.x
()
x