Статья 17 6 страница

0 192

 
Аналогичным образом Договор о Европейском Союзе в редакции Лиссабонского договора 2007 г. отныне предусматривает обязательность Хартии об основных правах 2000 г. для Союза. При этом Хартия «имеет такую же юридическую силу, как и Договоры» (статья 6 Договора о Европейском Союзе).
 
Итак, Хартия Европейского Союза об основных правах с полным основанием может рассматриваться в качестве одного из основополагающих актов «нового» ЕС. В отличие от протоколов и приложений, она структурно не является частью учредительных документов Союза, но имеет равную с ними высшую юридическую силу в праве ЕС.
 
Вместе с Хартией обязательную «интерпретационную» силу получили ее официальные разъяснения, которые должны учитываться судами в ходе толкования и применения статей Хартии.
 
Хартия Европейского Союза об основных правах 2000 г.
 
Абсолютное большинство прав, содержащихся в Хартии, — это права человека, признанные за каждым лицом, находящимся на территории Европейского Союза (следовательно и за гражданами России).
 
В Хартии присутствуют также некоторые новые права, впервые признанные здесь в качестве основных, в частности право на целостность личности (ст.2) и право на хорошее управление (ст. 41).
 
Отличительной особенностью Хартии является ее уникальный способ классификации основных прав и свобод. Хартия систематизировала основные права человека и гражданина, но сделала это по-особому. Основанием классификации здесь выступают не предмет субъективного права (права личные, политические, экономические и т.д.), а ценности, на защиту которых они направлены:
 
* человеческое достоинство;
 
* свобода;
 
* равенство;
 
* солидарность (абз. 2 преамбулы Хартии).
 
Соответственно именуются первые главы Хартии и распределяются закрепленные в них основные права и свободы.
 
Непосредственно к Хартии приложен еще один чрезвычайно интересный и важный документ. Это разъяснение Хартии об основных правах. Практически каждая статья Хартии сопровождается развернутым комментарием со ссылками на действующие нормативные правовые акты и, что особенно важно, на судебную практику Европейского суда по правам человека. Поскольку сама Хартия в значительной степени воспроизводит положения Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, а Суд ЕС призван обеспечивать юрисдикционную защиту закрепленных в Конвенции положений, то соответственно эти разъяснения обязывают субъектов права ЕС, признающих обязательное действие Хартии, руководствоваться теми разъяснениями и толкованиями, которые даны в рамках судебной практики Европейского суда по правам человека.

 
Договор о Европейском Союзе1992 г. В отличие от учредительного договора ЕС, Договор о Европейском Союзе регулирует главным образом отношения между государствами-членами и наднациональными институтами в рамках второй и третьей опор.
 
В то же именно в Договоре о Европейском Союзе закреплены общие принципы конституционного строя, обязательные для соблюдения на всех уровнях политической власти (ст. 6). Среди них один из важнейших — принцип уважения прав человека и основных свобод.
 
Прецедентное право судов Европейского Союза. Наднациональные органы правосудия ЕС, особенно Суд Европейских сообществ, сыграли ключевую роль в становлении и защите демократических основ правового статуса личности на уровне Европейского Союза, прежде всего основных прав человека и гражданина.
 
Принцип верховенства основных прав и свобод, провозглашенный ныне в Договоре о Европейском Союзе, представляет собой кодификацию прецедентного права Суда, признавшего его обязательным для Европейских сообществ еще в 60-е годы ХХ века.
 
Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г. Конвенция о защите прав человека и основных свобод была подписана в рамках Совета Европы и в настоящее играет роль общеевропейского билля о правах, обязательного и для России.
 
Поскольку в Конвенции участвуют все государства — члены ЕС, Суд в 1970-е гг. признал, что Конвенция является источником коммунитарного права и ее должны соблюдать не только страны Сообщества (как стороны, подписавшие Конвенцию), но и Сообщество в целом. Введение в право Европейского Союза (под ред. С.Ю. Кашкина) М., 2005 с. 162-163

 
Декларации о правах человека 1989 г. В 1989 г. в рамках Европейских сообществ (Союза тогда еще не существовало) были приняты два акта о правах человека с рекомендательной силой: Декларация основных прав и свобод и Хартия Сообщества об основных социальных правах работников.
 
Декларация основных прав и свобод — довольно краткий акт из 25 статей, в котором провозглашаются основные права всех категорий, в том числе социально-экономические, а также их гарантии и важнейшие принципы правового положения личности (принцип равенства перед законом — ст. 3) и политической системы в целом (принцип демократии — ст. 17).
 
Хартия Сообщества об основных социальных правах работников, как видно из названия, закрепляет прежде всего социальные права и гарантии лиц наемного труда: право на занятость и вознаграждение, право на улучшение условий жизни и труда, право на социальную защиту и т.д.
 
Ее основная часть включает 30 пунктов, многие из которых носят программный характер.
 
Хотя оба документа имеют немалое политическое значение, ни один из них не получил силы юридически обязательного нормативного акта.
 
2. Система и содержание основных личных прав граждан Европейского Союза
 
Признание и защита экономических, социальных и культурных прав связаны главным образом с утверждением принципа социального государства, который сменил индивидуалистическую доктрину государства «ночного сторожа», господствовавшую на ранних стадиях капиталистического способа производства.
 
В Хартии Европейского Союза 2000 г. как важнейшем источнике прав граждан ЕС, социальные, экономические и культурные права закреплены преимущественно в главе I«Достоинство», а также в главе II«Свободы» и главе III «Равенство». Назначение Хартии — усилить защиту прав и свобод человека и гражданина. Она дополняет собой действующую нормативную базу в этой области, но не отменяет и не подменяет принятые ранее источники.
 
Универсальность предмета Хартии согласно широко распространенному на Западе мнению является одним из главных достоинств этого документа — по сравнению, в первую очередь, с актами Совета Европы. Хартия Европейского союза сводит все личные, политические и социально-экономические права воедино, признает все их в качестве основных. Хотя социальные права по своей природе сохраняют во многом программный характер, они более не считаются второстепенными.Хартия «порывает с до сих пор проводившимся как в европейских, так и в международных документах различием между, с одной стороны, гражданскими и политическими правами, с другой — экономическими и социальными правами и распределяет все права вокруг нескольких главных принципов: человеческое достоинство, основные свободы, равенство, солидарность, гражданство и правосудие», — отмечалось в официальном письме Европейской комиссии, посвященном оценке правовой природы Хартии.В абз. 4 преамбулы ставится цель «усилить защиту основных прав, обеспечив посредством Хартии более ясное их выражение».Хартия Европейского Союзаоб основных правах. Комментарий под ред. С.Ю. Кашкина // СПС «Консультант Плюс»
 
Право на человеческое достоинствопровозглашается в ст.1 Хартии. Достоинство человеческой личности образует составную часть в содержании прав, закрепленных в Хартии. По этой причине оно не допускает никаких посягательств, даже в случае ограничения конкретного права.
 
Важнейшей гарантией права на человеческое достоинство служит безусловный запрет пыток и бесчеловечного или унижающего человеческое достоинство обращения или наказания, установленный в одноименной статье Хартии (ст.4).
 
Право на жизнь — статья 2 Хартии. Как и право на человеческое достоинство, право на жизнь — наиболее общее право человека. Гарантией права на служит запрет смертной казни, которая не может служить мерой уголовной ответственности, а равно исполняться на практике. Запрещено также выдворение лица в иностранное государство, на территории которого существует реальная угроза применения к нему смертной казни (ст.19 Хартии).
 
Право на целостность личности — новое личное право, необходимость которого вызвана развитием научно-технического прогресса, особенно в сфере медицины и биологической науки (ст.2 Хартии).
 
Право на свободу и личную неприкосновенность открывает вторую главу Хартии — «Свободы» (ст.6). По своему содержанию оно охватывает внешнюю свободу индивида в целом, то есть возможность человека осуществлять свою жизнедеятельность без принуждения и вмешательства со стороны, действовать самостоятельно и по своей воле.
 
Хартия (ст.5) и Конвенция (ст.4) закрепляет перечень основных гарантий права на свободу и личную неприкосновенность:
 
Ш безусловный запрет рабства, а равно содержание людей в подневольном (крепостном) состоянии;
 
Ш запрет принудительного или обязательного труда;
 
Ш запрет на торговлю людьми.
 
Право на уважение частной и семейной жизни. Это право (ст.7 Хартии, ст.8 Конвенции) призвано оградить человека и его семью от неправомерного вмешательства в их личную жизн6ь. Кроме права на уважение частной и семейной жизни, оно включает в себя такие важные элементы и одновременно гарантии, как неприкосновенность жилища и тайна сообщений (почтовых, телефонных, в электронной форме и т.д.).
 
Ограничения этих прав со стороны органов публичной власти возможны только на основании закона в интересах государственной безопасности, общественного спокойствия, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, а также для охраны здоровья, нравственности или защиты прав и свобод других лиц (параграф 2 ст. 8 Конвенции).
 
Право на защиту персональных данных логически вытекает и является продолжением права на уважение частной и семейной жизни. В данном случае речь идет о защите людей от неправомерного сбора, обработки и распространения информации об их частной жизни.
 
Заинтересованному лицу гарантировано право на доступ к затрагивающим его данным и право на исправление содержащейся в них неточной или ошибочной информации (параграф 2 ст.8 Хартии).
 
Право на вступление в брак и создание семьи. Хартия ЕС (ст.9), а равно Конвенция Совета Европы (ст.12) провозглашают это право в качестве основного права человека.
 
Свобода мысли, совести и вероисповедания призвана обеспечить человеку возможность иметь собственные убеждения и мировоззрение — религиозное или атеистическое. Содержание свободы мысли, совести и вероисповедания включает в себя не только право иметь свои убеждения или вероисповедание, но также право изменять их и право исповедовать свою религию или убеждения, в том числе коллективно и в общественных местах (параграф 1 ст.9 Хартии, параграф 1 ст.12 Конвенции).
 
В Хартии (параграф 2 ст.10) закрепляется также важная гарантия для верующих в виде права на альтернативную службу.
 
Свобода выражения мнений и свобода информации тесно связаны с рассмотренным выше правом на свободу мысли, совести и вероисповедания. В данном случае акцент сделан на активном поведении человека по распространению своих взглядов и любой информации, то есть свободе слова. Содержание рассматриваемого права включает как свободу придерживаться собственного мнения по любым вопросам, так и свободу получать информацию и мнения и распространять их, в том числе в другие страны и континенты — «независимо от границ» (параграф 1 ст.11 Хартии, параграф 1 ст.10 Конвенции). В содержание выражения мнений и свободы информации входит также свобода массовой информации (параграф 2 ст.11 Хартии), которая распространяется и на печатные издания («свобода печати»), и на все иные средства массовой информации, в том числе электронные.
 
Свобода передвижения и выбора места жительства. В свободе передвижения и выбора места жительства как личном субъективном праве необходимо различать два аспекта:
 
Ш во-первых, свободу передвижения и проживания в пределах государственной территории отдельной страны. В государствах-членахЕС она закрепляется положениями национальных конституционных актов и Конвенцией Совета Европы (ст.2 Протокола №4).
 
Ш во-вторых, свободу передвижения и проживания в пределах территории Европейского Союза в целом. В данном случае речь идет о праве заинтересованного лица свободно выезжать в другие государства — члены ЕС или переселяться в них на постоянное место жительства.
 
Право на убежище. Право получить убежище на территории государств — членов ЕС признается в качестве основного права личности ст.18 Хартии.
 
3. Система и содержание политических прав граждан Европейского Союза
 
право гражданин европейский союз
 
Политические права — определяют возможность участия граждан в управлении государством и обществом.
 
Сюда относятся : право человека на гражданство, право определять и указывать свою национальную принадлежность: право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов: право на проведение собраний, митингов и демонстраций , право на участие в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей: право избирать и быть избранным, право обращения в государственные органы и д.р.
 
Большинство политических прав закреплены в гл.V Хартии «Гражданство», воспроизводящей и дополняющей одноименную часть ДЭС (часть вторая «Гражданство Союза»).
 
Избирательные права. Право на свободные выборы является главным условием функционирования общества на демократических началах.
 
В рамках Европейского Союза в качестве основных признаны также избирательные права граждан Союза, проживающих на территории других государств — членов, причем речь идет как об активном (право избирать), так и в пассивном избирательном праве (право избираться).
 
Эти права реализуются в процессе выборов:
 
Ш в Европейский парламент как представительный орган Союза в целом (ст.39 Хартии, параграф 2 ст.12 ДЕС);
 
Ш в муниципальные органы государств — членов (ст.40 Хартии, параграф 1 ст.19 ДЕС).
 С целью решения глобальных проблем человечества ООН приняла программу под названием «Цели развития тысячелетия» (ЦРТ). «Цели Развития Тысячелетия» ООН представляют собой программу по борьбе с бедностью и общему повышению уровня жизни. Программа была принята в 2000 г. 147 главами государств и представителями 189 стран, включая Российскую Федерацию, на Саммите Тысячелетия
Цели развития тысячелетия должны быть достигнуты к 2015 году и включают в себя следующие:
 
ликвидация нищеты и голода,
обеспечение всеобщего начального образования,
поощрение равенства мужчин и женщин и расширение прав и возможностей женщин,
сокращение детской смертности,
улучшение охраны материнства,
борьба с ВИЧ/СПИДом, малярией и другими заболеваниями,
обеспечение устойчивого развития окружающей среды,
формирование глобального партнерства в целях развития.
 
Для каждой цели были сформулированы отдельные задачи и количественные показатели, на основании которых будут делаться выводы о степени достижения ЦРТ.
 
Мониторинг достижения целей тысячелетия необходим, чтобы ЦРТ постоянно находились в центре национальных и глобальных планов развития, а также для информирования общественности. Мониторинг достижения ЦРТ производятся:
 
Системой ООН. Генеральный секретарь ООН обязан ежегодно отчитываться перед Генеральной Ассамблеей ООН о выполнении отдельных задач ЦРТ (раз в пять лет).
На уровне отдельных стран.
 
Принципы ЦРТ
 
Ответственность каждой страны за мониторинг результатов и подготовку отчетов по ЦРТ.
Создание в странах системы национального мониторинга и отчетности в области ЦРТ.
 
Проект тысячелетия ООН
 
Для разработки глобального плана действий по достижению к 2015 г. ЦРТ был создан независимый консультативный орган «Проект тысячелетия ООН» (ПРООН). ПРООН был организован по распоряжению Генерального секретаря ООН и работает в Нью-Йорке. Его руководитель — профессор Колумбийского университета Джеффри Сакс, Специальный советник Генерального секретаря по Целям в области развития.
 
Проект представил свои выводы Генеральному секретарю в январе 2005 г.
 
Основные достижения:
 
Публикация доклада «Инвестирование в развитие: Практический план достижения Целей в области развития, сформулированных в Декларации тысячелетия». Доклад подробно описывает, как беднейшим странам добиться Целей развития тысячелетия.
 
Доклад ПРООН основывается на результатах обширного исследования, которое осуществлялось более 2?ух лет 10?ю тематическими рабочими группами, состоящими из 265 признанных на международном уровне экспертов в данной области.
 
Вместе с основным докладом было также представлено 13 докладов рабочих групп.
 
С полным текстом доклада «Инвестирование в развитие: Практический план достижения Целей в области развития, сформулированных в Декларации тысячелетия» и докладов рабочих групп можно ознакомиться на сайте Проекта тысячелетия ООН.
Заседание на высоком уровне Генеральной Ассамблеи, посвященное ЦРТ, которое прошло в сентябре 2005 г
 
38.
В соответствии с действующим законодательством и практикой, деятельность Уполномоченного не заменяет и не подменяет деятельность других государственных органов, обеспечивающих защиту и восстановление прав и свобод граждан. Она лишь способствует совершенствованию их работы в данной области, указывает на имеющиеся недостатки и проблемы, в том числе связанные с действием или бездействием тех или иных органов и должностных лиц, содействует реализации прав граждан перед лицом бюрократических структур.
 
Основными направлениями деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации являются:
-рассмотрение жалоб и обращений о нарушениях прав и свобод человека и гражданина, принятие мер по их восстановлению;
- законодательства Российской Федерации в области прав человека и гражданина, подготовка рекомендаций по его совершенствованию и приведению в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права;
-развитие международного сотрудничества в области прав человека;
-правовое просвещение по вопросам прав и свобод человека, форм и методов их защиты;
-подготовка ежегодного доклада о деятельности и направление его Президенту Российской Федерации, в Совет Федерации и Государственную Думу, Правительство Российской Федерации, Конституционный Суд Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации и Генеральному прокурору Российской Федерации;
-выступления с докладами на заседаниях Государственной Думы в случаях грубого или массового нарушения прав и свобод граждан;
-направление в Государственную Думу специальных докладов по отдельным вопросам соблюдения прав и свобод граждан в Российской Федерации;
-обращение в Государственную Думу с предложениями о создании парламентских комиссий по расследованию фактов нарушения прав и свобод граждан и о проведении парламентских слушаний, участие в работе указанных комиссий и проводимых слушаниях;
-обращение в суды общей юрисдикции и в Конституционный Суд Российской Федерации для защиты прав и свобод граждан;
-принятие по собственной инициативе соответствующих мер в пределах своей компетенции при наличии информации о массовых или грубых нарушениях прав и свобод граждан либо в случаях, имеющих особое общественное значение или связанных с необходимостью защиты интересов лиц, не способных самостоятельно использовать правовые средства защиты;
- правоприменительной практики в области прав человека и гражданина и выработка предложений по ее совершенствованию;
-информирование органов государственной власти и общественности о положении дел с соблюдением прав и свобод граждан в Российской Федерации;
-направление государственным органам, органам местного самоуправления и должностным лицам замечаний и предложений общего характера, относящихся к обеспечению прав и свобод человека и гражданина, совершенствованию административных процедур.
Помимо прямо предусмотренных Федеральным конституционным законом основных направлений деятельности Уполномоченного, возникают и другие задачи, тесно связанные с осуществлением его полномочий в рамках установленной законом компетенции.
Уполномоченный информирует государственные органы и общественность о своей деятельности, о положении дел в сфере соблюдения прав и свобод человека и гражданина в стране, взаимодействует с федеральными и региональными органами государственной власти, с уполномоченными и комиссиями по правам человека в субъектах Российской Федерации, неправительственными правозащитными организациями, средствами массовой информации. Взаимодействие Уполномоченного с органами государственной власти осуществляется на основе двухсторонних соглашений о сотрудничестве, участия в совместных комиссиях, объединенных рабочих групп и так далее.
Подготовка ежегодных докладов о деятельности, а также специальных докладов доведение их до сведения должностных лиц и широкой общественности дает возможность Уполномоченному изложить свое видение ситуации с обеспечением прав человека как в целом по стране, так и в отдельных сферах жизни общества, является мощным рычагом воздействия на общественное мнение. Как показывает практика, а также опыт работы омбудсменов других стран, ежегодные и специальные доклады Уполномоченного представляют собой важное средство реализации его полномочий, позволяют заострить внимание властей на проблемах, которые требуют незамедлительного решения.
В 1998-2000гг. Президенту Российской Федерации, в Совет Федерации и Государственную Думу, в Правительство Российской Федерации, Конституционный Суд Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации и Генеральному прокурору Российской Федерации, руководителям заинтересованных министерств и ведомств, в средства массовой информации помимо ежегодных докладов о деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации были направлены также четыре специальных доклада Уполномоченного, посвященных тем сферам нашей действительности, где систематически нарушаются права человека:
— О нарушениях прав граждан, страдающих психическими расстройствами;
— О нарушении уставных правил взаимоотношений между военнослужащими при отсутствии между ними отношений подчиненности;
— О конституционном праве на свободу передвижения, свободный выбор места пребывания и жительства в Российской Федерации;
— О нарушениях прав граждан сотрудниками Министерства внутренних дел Российской Федерации и уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации.
Уполномоченный по правам человека в Российской федерации выступает в качестве непосредственного представителя государства в общении с населением, в том числе с представителями его самых малообеспеченных слоев. Занимаясь разрешением проблемных ситуаций, Уполномоченный тем самым способствует укреплению авторитета государственной власти.
Основная масса дел, связанных с восстановлением нарушенных прав граждан, рассматривается на основе поступающих по почте письменных заявлений обращений и жалоб граждан на решения или действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных служащих.
У граждан есть также возможность обратиться непосредственно в группу приема заявителей Аппарата Уполномоченного, позвонить по «горячей телефонной линии» и получить необходимые консультации.
Важной формой работы, позволяющей получить «из первых рук» представление о ситуации с правами человека на местах является организация работы «выездных приемных» в тех субъектах Российской Федерации, откуда поступает наибольшее количество жалоб. В 2000 году Уполномоченный лично посетил многие регионы Российской Федерации, в том числе Чеченскую Республику и другие районы Северного Кавказа, непосредственно примыкающие к зоне вооруженных столкновений в Чечне, отдаленные северные территории, включая Чукотский автономный округ.
С начала деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации (с мая 1998 года) к нему поступило свыше 52 тыс. жалоб и обращений граждан.
Около 5 тыс. россиян обратились непосредственно в группу приема заявителей в г. Москве.
Во выездов в субъекты Российской Федерации Уполномоченным и сотрудниками его рабочего аппарата были проведены беседы с более чем 2500 гражданами, принято 1200 заявления.
Уполномоченному поступает корреспонденция практически из всех субъектов Российской Федерации, из государств-участников Содружества Независимых Государств и стран Балтии, из государств дальнего зарубежья.
Жалобы и обращения граждан свидетельствуют о том, что ситуация с правами человека остается в России крайне напряженной. Наибольшее число жалоб (более 40 процентов) связано с уголовной проблематикой. Около 12 процентов обращений касаются вопросов гражданского права и жилищного законодательства, 9 процентов -трудовых отношений, 6 процентов — социальных и пенсионных проблем, около 5 процентов — нарушений в области конституционных процедур и административного права. Письма военнослужащих, а также членов их семей составляют чуть более 4 процентов, жалобы от беженцев и вынужденных переселенцев — около 2 процентов, 1 процент обращений посвящен вопросам международного права, 7 процентов — другим проблемам.
Жалобы и обращения рассматриваются либо непосредственно Уполномоченным, сотрудниками его рабочего аппарата, либо, по представлению Уполномоченного, соответствующими государственными органами и органами местного самоуправления. Удалось добиться восстановления нарушенных прав примерно одного из шести обратившихся. Достичь этого было бы невозможно без заинтересованной помощи со стороны Федерального Собрания Российской Федерации, Администрации Президента Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, органов прокуратуры и суда, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, других заинтересованных организаций.
Те заявления, по которым не удается сразу добиться положительного результата, берутся на контроль работниками аппарата Уполномоченного. Работа в отношении этих документов ведется до достижения конкретного результата в восстановлении нарушенных прав заявителей.
Первые итоги работы института Уполномоченного свидетельствуют, что защита прав граждан меньше всего нуждается в шумных показательных акциях. Требуется ежедневный, кропотливый труд специалистов-профессионалов, необходим принципиальный контроль за выполнением принятых решений. Права граждан удается восстановить примерно по каждой шестой принятой к производству жалобе. Это коснулось в основном вопросов трудовых правоотношений, предоставления на законных основаниях жилья, социальных льгот и пособий, а также пересмотра отдельных судебных решений, защиты человека в уголовной и уголовно-исполнительной сферах.
По инициативе Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации в 1999-2000 году были:
-восстановлены права более 1,5 млн. военнослужащих на бесплатный проезд в пригородном железнодорожном транспорте;
-восстановлены права более 20 тыс. прапорщиков (мичманов) запаса на выплату ежегодной компенсации на санаторно-курортное лечение;
-восстановлены права более 1100 вдов военнослужащих на получение второй пенсии — за мужа, погибшего в войне с Финляндией или в войне с Японией.
— более 1 млн. пенсионеров-«северян», пенсии которых исчисляются с применением индивидуального коэффициента пенсионера (ИКП). На основании заявления Уполномоченного о нарушениях законодательства Российской Федерации о социальной защите ветеранов, инвалидов, пенсионеров и других граждан, Указом Президента Российской Федерации от 17 октября 2000 года № 1762 с 1 ноября 2000 года им увеличены ежемесячные размеры пенсий на 100-200 рублей;
— более 100 тыс. участников Великой Отечественной войны, ставших инвалидами вследствие общего заболевания получили право на льготы, установленные для инвалидов Великой Отечественной войны Федеральным законом «О ветеранах». Министерство труда и социального развития Российской Федерации на основании обращения Уполномоченного 13 ноября 2000 года направил разъяснения органам социальной защиты субъектов Российской Федерации о распространении этих льгот на всех участников войны, ставших впоследствии инвалидами.

Смотрите также  Понятие обоснованного риска
Войти с помощью: 
Подписаться
Уведомление о
guest
0 Комментарий
Встроенные отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Будем рады вашим мыслям, пожалуйста, прокомментируйте.x
()
x