Статья 3. Основные принципы противодействия коррупции

0 85

Статья 2. Правовая основа противодействия коррупции
Правовую основу противодействия коррупции составляют Конституция РФ, федеральные конституционные законы, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ, настоящий Федеральный закон и другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента РФ, а также нормативные правовые акты Правительства РФ, нормативные правовые акты иных федеральных органов государственной власти, нормативные правовые акты органов государственной власти субъектов РФ и муниципальные правовые акты.Противодействие коррупции в РФ основывается на следующих основных принципах:
1) признание, обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина;
2) законность;
3) публичность и открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления;
4) неотвратимость ответственности за совершение коррупционных правонарушений;
5) комплексное использование политических, организационных, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер;
6) приоритетное применение мер по предупреждению коррупции;
7) сотрудничество государства с институтами гражданского общества, международными организациями и физическими лицами.
В борьбе с коррупцией уголовно-правовые меры принуждения являются наиболее острыми, затрагивают конституционные права и свободы личности. В этой связи обеспечение законности рассматривается нами как важное условие эффективности такой деятельности. При этом применяемые меры должны точно соответствовать общепризнанным нормам международного права и Конституции РФ, гарантирующим права и свободы человека и гражданина.
развития законодательства о коррупции позволяет выделить два взаимосвязанных направления такой деятельности:
1) Международно — правовое, которое находит свое воплощение в Конвенциях ООН о борьбе с коррупцией. Цель этого направления заключается в содействии сотрудничеству с другими государствами в деле более эффективной борьбы с данным социально-правовым явлением.
2) Федеральное направление, предусматривающее систему норм противодействия коррупции, прежде всего, в УК РФ.
В качестве наиболее опасной и широко распространенной формы проявления коррупции выступает взяточничество (ст.ст. 290 и 291 УК РФ), которое относится к числу безусловных лиде­ров по степени высоколатентности и замаскированности.
Наиболее распространенными проблемами, с которыми сталкиваются сотрудники правоохранительных органов, являются факты, когда уголовное преследование прекращается за отсутствием состава преступления, или когда действия подсудимых переквалифицируются на нормы, предусматривающие ответственность за иные посягательства. Сюда следует отнести и случаи, когда из обвинения исключаются отдельные отягчающие обстоятельства получения взятки, что сказывается на квалификации содеянного, назначении вида и размера наказания.

Смотрите также  Штраф (статья 50 УК)

Международно-правовой аспект борьбы с коррупцией состоит в том, что вопросы борьбы с коррупцией обсуждаются сегодня не только в России, но и на международном уровне. Это обусловлено значительной распространенностью коррупционных деяний во всех странах мира и отсутствием практических результатов борьбы с ними. Сейчас проблема коррупции перестала быть проблемой отдельных стран мира. К ее решению подключается ООН, Организация экономического сотрудничества и развития, Совет Европы, Европейский Союз, Организация Американских государств, а также другие организации.
Результатом такой деятельности является стремление выработать понятийный аппарат, определяющий понятие, признаки, формы проявления коррупции. По мнению исследователей, коррупция приобрела не только внутригосударственные, но и глобальные масштабы, она вышла за рамки национальных границ и требует соответствующего подхода[7].
Специфика международно — правового аспекта противодействия коррупции состоит в том, что в принимаемых конвенциях закрепляются нормы права международного характера, обязательные для стран, ратифицирующих эти документы. К числу важнейших международных правовых документов, регламентирующих ответственность за коррупцию, относится, прежде всего, принятая 27 января 1999 года Конвенция Совета Европы «Об уголовной ответственности за коррупцию» [8], которая вступила в силу 01.07.2002[9].

Целью Совета Европы и других государств, подписавших данную Конвенцию, является достижение большего единства между его членами в необходимости проводить общую уголовную политику, направленную на защиту общества от коррупции, включая принятие соответствующего законодательства и разработку превентивных мер.
Во втором разделе «Меры, принимаемые на национальном уровне, определяются наиболее распространенные формы коррупционного проявления. В их числе выделяется «Активный подкуп национальных государственных должностных лиц (ст.2)», «Пассивный подкуп национальных государственных должностных лиц (ст.3)», «Подкуп членов национальных государственных собраний (ст.4»), «Подкуп иностранных государственных должностных лиц (ст.5)» и другие виды подкупа.
В ст. 12 Конвенция от 27 января 1999 г. «Использование служебного положения в корыстных целях» рекомендуется принимать такие законодательные и иные меры, которые могут потребоваться для того, чтобы квалифицировать в качестве уголовных преступлений в соответствии с ее внутренним правом обещание, предложение или предоставление, прямо или косвенно, какого-либо неправомерного преимущества любому лицу, которое утверждает или подтверждает, что оно может оказать неправомерное влияние на принятие решения каким-либо лицом за вознаграждение.
Ст. 13 Конвенции рекомендует принимать такие законодательные и иные меры, которые направлены на отмывание доходов от преступлений, связанных с коррупцией. Ст.18 регламентирует ответственность юридических лиц. В ней закреплено, что юридические лица могут быть привлечены к ответственности в связи с совершением уголовных преступлений, заключающихся в активном подкупе, использовании служебного положения в корыстных целях и отмывании денег.
Вместе с тем, принципиальные отличия рассматриваемой Конвенции от положений уголовного законодательства, применяемого в России, состоит в том, что в соответствии с положениями Конвенции предметом подкупа как активного, так и пассивного признаются любые неправомерные преимущества, а не только имущество и имущественные блага, как это предусмотрено отечественным уголовным законодательством. Более того, Конвенция предлагает считать уголовно-наказуемыми деяниями не только предоставление и получение указанных преимуществ, но также и их обещание, предложение, испрашивание либо принятие такого предложения или обещания[10].
Тенденции развития правовой базы противодействия коррупции нашли свое отражение в принятой 31 октября 2003 года Конвенции ООН «Организации объединенных наций против коррупции».[11]Цель Конвенции — предупреждение и искоренение коррупции путем укрепления международного сотрудничества и оказания государствам — членам технической помощи в этой сфере[12]. В Конвенции, в частности, подчеркивается, что в условиях глобализации мировой экономики «коррупция уже не представляет собой местную проблему, а превратилась в транснациональное явление». Отмечается также, что случаи коррупции, как правило, связаны с крупными средствами, утечка которых наносит огромный ущерб политической стабильности и социально — экономическому развитию этих стран.
Действующее Уголовное законодательство, предусмат­ривающее ответственность за преступления, связанные с коррупцией, позволяет выявить наиболее распространенные формы проявления коррупции. К их числу следует отнести составы преступлений, связанные с коррупционной деятельностью. Этопреступления про­тив государственной власти, интересов госу­дарственной службы и службы в органах мест­ного самоуправления. К их числу следует отнести злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285), пре­вышение должностных полномочий (ст. 286), незаконное участие в предпринимательской деятельности (ст. 289) и получение взятки (ст. 290).
Второй формой проявления коррупции является сфера экономической деятельно­сти. Сюда следует отнести воспрепятствование законной предпри­нимательской деятельности (ст. 169), регистра­ция незаконных сделок с землёй (ст. 170), лега­лизация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретённых незаконным путём (п. в ч. 2 ст. 174), незаконное получение кредита (ст. 176), монополистические действия и ограничение конкуренции (ст. 178), незакон­ные получение и разглашение сведений, со­ставляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну (ст. 183), злоупотребление при выпуске ценных бумаг (эмиссии) (ст. 185), контрабанда (ст. 188 УК РФ) и др.
Самостоятельной сферой коррупционной деятельности является фальси­фикация избирательных документов, доку­ментов референдума или неправильный под­счёт голосов (ст. 142 УК РФ).
Данная система преступлений охватывает наиболее важные сферы жизнедеятельности общества, что требует соответствующих мер правового воздействия.
Сравнительный уголовного законодательства России и международных стандартов в части, относя­щейся к мерам ответственно­сти за коррупционные пре­ступления, позволил выявить пробелы и иные несоответ­ствия, требующие законода­тельного разрешения со сто­роны России.
Так, Уголовный кодекс РФ не предусматривает ответ­ственности за:
-незаконное обогащение (ст.20 Конвенции ООН против коррупции);
-обещание иностранно­му публичному должностному лицу или должностному лицу публичной междуна­родной организации какого- либо неправомерного преимущества в связи с веде­нием международных дел (ст.20 Конвенции ООН про­тив коррупции);
-обещание неправомерного преимущества лицу, ко­торое руководит работой организации частного секто­ра или работает в любом ка­честве в такой организации (ст. 21 Конвенции ООН про­тив коррупции);
-сокрытие или утаивание подлинного характера, источника, местонахождения, спо­соба распоряжения, перемещения, прав на имущество или его принадлежность, за­ведомо представляющих со­бой доходы от преступлений (ст. 23 п. 1, «a», «ii» Конвен­ции ООН против коррупции) и сокрытие или непрерыв­ное удержание имущества, заведомо полученного в ре­зультате совершения кор­рупционного преступления (ст. 24 Конвенции ООН про­тив коррупции);
— обещание неправомер­ного преимущества с целью склонения к даче ложных по­казаний или представления доказательств в ходе произ­водства по уголовному делу (ст. 25 Конвенции ООН против коррупции);
— коррупционные пре­ступления, совершенные юридическими лицами (ст. 26 Конвенции ООН против коррупции)[13].
Сопоставительный международного и отечественного законодательства свидетельствует о тенденции их сближения в вопросах борьбы с коррупцией и стремление к устранению противоречий в принципиальных законодательных формулировках. Различия сохраняются не столько в принципах подхода к установлению уголовной ответственности за коррупцион­ные преступления, сколько в особенностях законодательного формулирования внешне различных, но в принципе схожих уголовно-правовых запретов.

Войти с помощью: 
Подписаться
Уведомление о
guest
0 Комментарий
Встроенные отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Будем рады вашим мыслям, пожалуйста, прокомментируйте.x
()
x