ТЕМА 3. ПРИЧИНЫ И УСЛОВИЯ ПРЕСТУПНОСТИ

0 249

(6 часов)
 
 
ЗАНЯТИЕ 1.
1. Понятие причин и условий преступности и их классификация.
2. Основные отечественные концепции причин преступности.
3. Краткая характеристика современного состояния причинного комплекса. Условия, способствующие существованию преступности.
 
Задание 1.
Дайте развернутое определение следующих понятий:детерминация, причинность, причина и условие преступности.В чем состоит их различие?
 
Задание 2.
Классифицируйте причины и условия преступности по:
а) уровню функционирования;
б) природе возникновения;
в) содержанию;
г) механизму действия.
Проиллюстрируйте каждую разновидность причин и условий примерами.
 
Задание 3.
Проанализируйте основные подходы к определению причин и условий преступности в отечественной криминологии:
а) концепции объективных противоречий (Я.И. Гилинский, И.И. Карпец, П.П. Осипов);
б) микроструктурные теории причин преступности (А.Б. Сахаров, Ю.М. Антонян);
в) социально-психологическая теория Н.Ф. Кузнецовой;
г) теория интеракции В.Н. Кудрявцева и др.

Задание 4.
Сгруппируйте приводимые ниже факторы, оказывающие влияние на совершение преступлений по содержанию: детерминанты социально-психологического, социально-экономического, идеологического, организационного, иного характера.
Попытайтесь классифицировать их как: а) причины преступности (преступлений); б) условия преступности (преступлений).
Определите, какие из перечисленных обстоятельств имеют объективный, субъективный или объективно-субъективный характер.
Объясните, как названные обстоятельства могут влиять на преступность в целом, на совершение конкретных преступлений:
1) изменение уголовного законодательства;
2) нарушение принципа неотвратимости ответственности;
3) пьянство, алкоголизм, употребление наркотиков;
4) усиление социального и имущественного неравенства между людьми;
5) изменение половозрастного состава населения;
6) стяжательство, паразитизм, эгоизм, цинизм;
7) безработица, изменение структуры и характера производства;
8) обострение межнациональных противоречий;
9) негативное воздействие средств массовой информации;
10) неэффективность системы социальной защиты населения;
11) бытовые, семейные, трудовые конфликты;
12) недостатки в организации и осуществлении профилактики правонарушений;
13) ослабление семейных связей, рост числа разводов;
14) рост психологических нагрузок, стрессовых ситуаций;
15) недостатки воспитания в семье, школе, трудовом коллективе;
16) разрушение традиционных моральных ценностей, утрата перспектив в жизни;
17) нестабильность политической ситуации в стране;

Смотрите также  ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН. 1. Понятие и виды множественности преступлений

18) инфляция, снижение уровня доходов населения, нерегулярность выплаты зарплаты.
 
Задание 5.
Охарактеризуйте криминогенную психологию российского общества в конце XX и начале XXI вв.
Какие изменения произошли в преступной корысти за последние полвека в России?
Назовите криминогенные черты правовой психологии общества в настоящее время.
 
Литература:
Атонян Ю.М. Причины преступного поведения. М., 1988.
Карпец Ю.М. Преступность: иллюзии и реальность. М., 1992.
Кривошеев В.В. Криминализация общества: сущность процесса, российская специфика. Калининград, 2000.
Кудрявцев В.Н. Генезис преступления. Опыт криминологического моделирования. М., 1998.
Кудрявцев В.Н. Преступность и нравы переходного общества. М., 2002.
Кудрявцев В.Н. Причинность в криминологии. М., 1968.
Кудрявцев В.Н., Эминов В.Е. Причины преступности в России: криминологический анализ. М., 2006.
Кузнецова Н.Ф. Проблемы криминологической детерминации. М., 1984.
Номоконов В.А. Преступное поведение: детерминизм и ответственность. Владивосток, 1989.
Сахаров А.Б., Саркисов Г.С. Проблема преступности в современных условиях. Ереван, 1991.
 
 
ЗАНЯТИЕ 2. ДЕЛОВАЯ ИГРА НА ТЕМУ «ПРИЧИНЫ И УСЛОВИЯ ПРЕСТУПНОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ»
 
студентов делится на несколько рабочих групп. Каждая группа должна представить свою модель, концепцию причин современной российской преступности. В виде наглядных схем, графических изображений излагается свое видение криминогенных факторов, они обязательно ранжируются по степени значимости, группируются по содержанию, уровню функционирования или другим основаниям. Акцентируется внимание на наиболее значимых обстоятельствах, объясняется механизм их действия. Студенты из других рабочих групп задают вопросы, делают критические замечания, обсуждают и оценивают предложенную модель.

 
 

Войти с помощью: 
Подписаться
Уведомление о
guest
0 Комментарий
Встроенные отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Будем рады вашим мыслям, пожалуйста, прокомментируйте.x
()
x