ТЕМА 7. ПРЕСТУПНОСТЬ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ И МОЛОДЕЖИ

0 262

(4 часа)
 
ЗАНЯТИЕ 1.
1. Понятие преступности несовершеннолетних и ее основные показатели.
2. Криминологическая характеристика личности несовершеннолетнего преступника. Типология преступников.
3. Причины и условия преступности несовершеннолетних.
4. Основные направления профилактики преступности среди подростков.
5. Криминологическая характеристика и профилактика молодежной преступности.
 
Задание 1.
Укажите специфические черты, свойственные несовершеннолетним преступникам и совершаемым ими деяниям, которые обуславливают специальное исследование этой группы преступлений в криминологии.
 
Задание 2.
Охарактеризуйте с криминологических позиций преступность несовершеннолетних, ее структуру и динамику. Какие изменения произошли в преступности несовершеннолетних за последние годы?

Задание 3.
Охарактеризуйте причинный комплекс преступности несовершеннолетних на современном этапе. В чем состоит специфика детерминации преступности несовершеннолетних по сравнению с «взрослой» преступностью?
 
Задание 4.
Ознакомьтесь с нижеприведенными примерами и определите, к какому типу относится личность несовершеннолетнего преступника. Назовите причины и условия, способствовавшие совершению данного преступления.
 
Пример 1. 20 июля 2005 года несовершеннолетние Баранова Аня, 1988 года рождения, и Охота Катя 1987 года рождения, находясь в состоянии токсического опьянения, предварительно договорившись, совершили кражу сотового телефона у гражданина Иванова стоимостью 4 тыс. рублей. Охота Катя около 23 часов подошла к Иванову и заговорила с ним. В этот момент Баранова Аня незаметно вытащила телефон из чехла, находящегося на поясе у Иванова. Когда потерпевший обнаружил пропажу, Аня и Катя уже скрылись с места преступления. Данное преступление они совершили с целью последующей продажи телефона и приобретения на вырученные деньги спиртного, еды и сигарет.
Охота Катя нигде не учится и не работает, ее досуг не занят. Воспитывается в неполной неблагополучной семье. Проживает совместно с матерью, которая злоупотребляет спиртными напитками, содержанием и воспитанием своей дочери не занимается, воспитательным авторитетом у нее не пользуется. По характеру Охота спокойная, доброжелательная, но легко поддается отрицательному влиянию, склонна ко лжи, к совершению антиобщественных действий. Круг общения подростка — ранее судимые.
Охота К. ранее совершала преступления. В феврале 2002 г. она завела гражданина Никифорова во двор дома, где остальные подростки нанесли потерпевшему многочисленные удары, сняли с него кожаную куртку и забрали деньги. В апреле 2002 года Охота вместе с другими подростками около 21 часа подошли к ранее незнакомому Кузьмину и попросили у него сделать звонок по его мобильному телефону. Взяв телефон, они хотели скрыться. Потерпевший, догнав Охоту, попытался забрать у нее телефон, но она ударила его ногой, Кузьмин упал, а Охота убежала. В мае 2002 г. Охота совместно с другими подростками, имея умысел открыто завладеть чужим имуществом, подошли к киоску. Охота с помощью кирпича разбила витринное стекло и совместно с другими подростками, причинившими продавцу побои, похитила несколько пачек сигарет. В ходе предварительного расследования Катя призналась, что данные преступления она совершила с целью последующего приобретения спиртных напитков и наркотиков. В июле 2002 года Охота была осуждена к 2 годам лишения свободы за грабеж, совершенный группой лиц по предварительному сговору, с применением насилия, не опасного для жизни или здоровья, неоднократно. Наказание назначено условно.

Е. Охота состоит на учете в ОДН Октябрьского РОВД с 5 марта 2002 года за антиобщественное поведение. За нахождения на профилактическом учете она неоднократно привлекалась к административной ответственности за потребление наркотических средств и психотропных веществ в общественных местах, а также за появление в общественных местах в состоянии алкогольного и наркотического опьянения, мелкое хулиганство.
С 18 апреля 1995 года Катя Охота состояла на учете в ОПНД. С 4 марта 2003 года Катя состоит на диспансерном учете в ОНД.
Во учебы в школе показала средние способности, низкий уровень знаний, интереса к учебе не проявляла, допускала пропуски учебных занятий без уважительных причин, не выполняла домашние задания, нарушала школьную дисциплину.

Баранова Аня по характеру неуравновешенная, легко возбудимая, невыдержанная, конфликтная, дерзкая, жестокая. Вызывающе ведет себя в общественных местах, склонна к хулиганским действиям, совершению преступлений и других противоправных деяний в составе групп, имеющих устойчивую криминальную направленность. Круг ее общения — ранее судимые.
В школе интереса к учебе не проявляла, училась удовлетворительно. После девятого класса поступила в ПТУ № 8, где обучается в настоящее время.
Баранова имеет устойчивую токсическую зависимость, неоднократно задерживалась в разных районах города в состоянии токсического опьянения. Состоит на учете в наркодиспансере. Мать у Ани инвалид 1-й группы, частично парализована, лишена родительских прав. Воспитанием Ани занимается бабушка. Уследить за ребенком она не может, потому что тоже инвалид 3-й группы. Аня часто не ночует дома, где гуляет неизвестно. Бабушка считает, что поведение Ани связано с негативным влиянием компании. Беседы с родственниками о плохом образе жизни результатов не приносят, Аня неисправима. На бабушку А.Барановой часто составлялись протоколы об административных правонарушениях (появление в общественных местах в состоянии алкогольного опьянения).
В 2002 году Баранова была поставлена на учет в ОДН Советского РОВД за совершение кражи куртки из гардероба детской музыкальной школы № 3. Кроме того, в апреле 2002 г. Баранова совершила открытое хищение золотой серьги у несовершеннолетней Щекиной. В мае 2002 г. Баранова в группе других подростков тайно похитила из кафе несколько штук мороженого. В июле 2002 г. совершила кражу юбки на микрорынке. В декабре 2002 г. Баранова совершила хищение меховой шапки у гражданки Орловой.
В связи с совершенными Барановой правонарушениями и преступлениями с ней проводились следующие профилактические беседы, она проверялась по месту жительства, обсуждалась на заседаниях КДН. Проведенная работа положительных результатов не дала. В мае 2003 г. Баранова А. совершила кражу кошелька из сумки своей знакомой, за что была осуждена к 6 месяцам лишения свободы, наказание назначено условно.
 
Пример 2. 17-летние учащиеся профессионального лицея Миронов, Шалаев и Крылов в 23 часа в комнате общежития совершили изнасилование однокурсницы после совместного распития спиртных напитков. Двое последних — из неполных семей, а Миронов воспитывался в семье, где родители злоупотребляли спиртными напитками. Все трое имели прогулы занятий и плохую успеваемость, замечания от педагогов. Миронов и Шалаев состояли на учете в ОППН. После занятий учащиеся имели возможность проводить по своему усмотрению.
 
Пример 3. 28-летний Баранов обратился во дворе жилого многоэтажного дома к играющим в карты подросткам: 13-летнему Смирнову, 15-летнему Гурьянову и 16-летнему Погожеву и предложил им покататься на чужой автомашине, стоявшей во дворе, хозяин которой был известен всем присутствующим. Сам Баранов, подобрав ключи к автомашине, остался во дворе, а трое подростков уехали на автомашине со двора, но вскоре были задержаны сотрудниками ГИБДД. Управлял автомашиной Смирнов. Гр-н Баранов ранее судим за угон транспортного средства. Все подростки — из полных, внешне благополучных семей, в правонарушениях не замечены.
 
Пример 4. 17-летний Федоров нанес проникающее ранение брюшной полости своему отцу, когда последний избивал свою жену, мать несовершеннолетнего Федорова. Указанная семья состояла на учете в ОППН как неблагополучная. В ней систематически собирались ранее судимые и другие антисоциальные лица в целях распития спиртных напитков. Неоднократно соседями вызывались сотрудники милиции по причине нарушения общественного порядка. Отец Федорова ранее судим за истязание жены. Сам несовершеннолетний Федоров состоял на учете у психиатра, но по данному факту судебно-психиатрической экспертизой признан вменяемым.

Задание 5.
Какие элементы системы предупреждения преступности несовершеннолетних имеют особое значение на современном этапе?
Назовите основные нормативные акты, регулирующие деятельность по предупреждению преступности несовершеннолетних.
Охарактеризуйте и классифицируйте субъектов предупреждения подростковой преступности.
 
Задание 6.
По материалам конкретного уголовного дела, изученного на базе архива суда, составьте справку о личности несовершеннолетнего преступника. Выделите причины и условия, повлиявшие на формирование антисоциальных установок личности и их реализацию в совершенном преступлении. Предложите план индивидуальной профилактики рецидива.
 

Войти с помощью: 
Подписаться
Уведомление о
guest
0 Комментарий
Встроенные отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Будем рады вашим мыслям, пожалуйста, прокомментируйте.x
()
x