Теория происхождения психики. А.Н. Леонтьев

0 218

Этапы развития психики по А.Н. Леонтьеву
Психика – это отражение.
Одно из свойств материи – отражение.
Отражение — всеобщее свойство материи, заключающееся в фиксировании и воспроизведении того, что принадлежит отражаемому предмету.
Существует неживая и живая материя. Теория Опарина о появлении живой материи.
Жизнь – это специфическая форма взаимодействия с миром. Жизнь – это одна из форм активности.
Первые признаки жизни на Земле появились 2 – 3 миллиарда лет назад, сначала в виде постепенно усложняющихся химических, органических соединений, а затем и простейших живых клеток. Они положили начало биологической эволюции, связанной со свойственной живому способностью к развитию, размножению, воспроизводству и передаче приобретенных и генетически закрепленных свойств по наследству.Живая материя даже в начальных простейших формах существенно отличается от неживой материи характером взаимодействий с ней. В неживой природе взаимодействие одного объекта с другим способствует его разрушению или превращению в нечто другое. Пример, взаимодействие воды и металлов приводит к коррозии и разрушению металла.
С появлением живой материи характер взаимодействия этого живого организма с окружающей неживой природой изменился, дабы сохранить жизнь. В процессе эволюции у живых организмов сформировалась способность выделять из окружающей среды нужные вещества и реагировать на них, что сделало организм активным в процессе взаимодействия.
Активность проявляется в особом свойстве живых организмов – раздражимости.
Раздражимость возникла у живых организмов до появления психики. Раздражимость имеет место у растений и у некоторых элементарных форм жизни (одноклеточные). Раздражимость – это промежуточный этап между растительным и животным миром.
Раздражимость – это форма отражения внешней среды, проявляющаяся в реагировании на вещества, необходимые для поддержания существования организма. Условия жизни при раздражимости: организму нет необходимости в особой ориентировочной поисковой деятельности. При раздражимости происходит отражение только узкого круга внешних воздействий – тех, от которых зависит существование организма. Такие воздействия называются биотическими.

Биотические воздействия – это воздействия, которые необходимы для минимального поддержания жизни организма.
То есть у организмов, у которых только присутствует раздражимость, происходит реакция только на биотические воздействия. Такие реакции называются тропизмами.
Тропизмы — это движения в определенном направлении под влиянием биологически значимых раздражителей. Примеры тропизмов: движение растений к солнцу (фитотропизм), движение корней растений в землю (геотропизм) и т.д.
Организмы, обладающие раздражимостью, живут в строго определенной среде, где есть все необходимые для жизни условия.
Усложнение условий жизни (выход из водной среды на сушу, недостаток пищевых ресурсов и т.д.) потребовало усовершенствования форм приспособительного поведения, расширения отражательных способностей, к переходу от тропизмов к более сложному поведению. Организмы начинают реагировать не только на биотические раздражители, но и на те, которые сами по себе являются индифферентными, абиотическими, но могут сигнализировать появление биологических раздражителей.
Абиотические раздражители — раздражители, которые непосредственно не поддерживают жизнь, но сигнализируют появления биотических раздражителей.
Новая форма отражения получила название чувствительность.
Чувствительность – это способность организма реагировать на абиотические раздражители.
С появлением чувствительности, по А.Н. Леонтьеву, появилась и психика живых существ. Так возникло новое свойство органической материи – психическое отражение, характерное для животной формы жизни.
Чувствительность, по А.Н. Леонтьеву, является критерием появления психики.
Психика – активное отражение объективной окружающей действительности и саморегуляции своего поведения на этой основе.
Зародившись, психика проходит ряд этапов своего развития (смотреть снизу вверх):

Рис. Основные этапы развития психики и форм поведения в животном мире
I стадия На стадии элементарной чувствительности (психики) животное реагирует только на отдельные свойства предметов внешнего мира и его поведение определяется врожденными инстинктами (питания, самосохранения, размножения и т. п.). (жгутиковые, губки,простейшие, кишечнополостные, многоклеточные беспозвоночные и некоторые виды позвоночных)

II стадияНа стадии предметного восприятия (перцептивной психики) отражение действительности осуществляется в виде целостных образов предметов и животное способно обучаться, появляются индивидуально приобретенные навыки поведения. (большинство позвоночных животных; все млекопитающие)
III стадия На стадии интеллекта возникает способность животного отражать межпредметные связи, отражать ситуацию в целом, в результате животное способно обходить препятствия, «изобретать» новые способы решения двухфазных задач, требующих предварительных подготовительных действий для своего решения. Интеллектуальное поведение животных не выходит за рамки биологической потребности, действует только в пределах наглядной ситуации. (человекоподобные обезьяны)
Психика человека – качественно более высокий уровень, чем психика животных (Homo sapiens – человек разумный).
Психика, в своем наивысшем развитии, становится сознанием.
Сознание – наивысшая форма развития психики.
Сознание, разум человека развивались в процессе трудовой деятельности, которая возникает в силу необходимости, осуществления совместных действий для добывания пищи при резком изменении условий жизни первобытного человека. И хотя видовые биолого-морфологические особенности человека устойчивы уже в течение 40 тысячелетий, развитие психики человека происходило в процессе трудовой деятельности. Таким образом, материальная, духовная культура человечества – это объективная форма воплощения достижений психического развития человечества.

В процессе исторического развития общества человек изменяет способы и приемы своего поведения, трансформирует природные задатки и функции в высшие психические функции – специфически человеческие, общественно-исторически обусловленные формы памяти, мышления, восприятия (логическая память, абстрактно-логическое мышление), опосредованные применением вспомогательных средств, речевых знаков, созданных в процессе исторического развития. Единство высших психических функций образует сознание человека.

Войти с помощью: 
Подписаться
Уведомление о
guest
0 Комментарий
Встроенные отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Будем рады вашим мыслям, пожалуйста, прокомментируйте.x
()
x