Уголовный закон РФ: понятие, его специфические черты, действие во времени, в пространстве и по кругу лиц

0 87

ПОНЯТИЕ, ПРЕДМЕТ, МЕТОД, СИСТЕМА, ЗАДАЧИ УГОЛОВНОГО ПРАВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Уголовное право (УП) как отрасль права представляет собой совокупность юридических норм, установленных государством и определяющих преступность и наказуемость общественно опасных деяний, предусматривающих основание и принципы уголовной ответственности, цели, виды и систему наказаний, порядок их назначения, условия освобождения от уголовной ответственности и отбывания наказаний. Нормами уголовного законодательства регулируется применение и иных мер уголовно-правового воздействия при совершении общественно-опасных деяний.
Наука уголовного права – составная часть юридической науки, совокупность (система) господствующих в обществе на данном этапе (в настоящее в период перехода к демократическому правовому государству и рыночной экономике) взглядов, идей и представлений об уголовном праве и путях и средствах борьбы с преступностью посредством уголовного законодательства (см. рис. 1).
Уголовное право как наука существенно отличается от уголовного права как отрасли права. Это отличие проявляется в задачах, стоящих перед ними, предмете и методе.
Задачами уголовного права как науки являются: изучение всей совокупности социальных, экономических явлений и их взаимосвязей с развитием уголовного права; выявление основных закономерностей, сущности и тенденций в совершенствовании уголовного законодательства; формирование общетеоретических положений, призванных способствовать глубокому усвоению и правильному применению уголовно-правовых норм.
Уголовное право как учебная дисциплина представляет собой курс, изучаемый в высших и среднеспециальных юридических учебных заведениях, представляющий собой синтез основных положений науки уголовного права и юридических норм, закрепленных в Уголовном кодексе РФ (УК РФ). Ее основное содержание составляет изучение действующего уголовного законодательства и практического применения основных положений науки уголовного права.
Предметом УП как отрасли права являются общественные отношения, которые возникают в связи с совершением лицом преступления и применением к нему наказания.
Предмет уголовного права составляют три группы общественных отношений:
1. Охранительные уголовно-правовые отношения, возникающие в связи с совершением преступления между лицом, совершившим запрещенное уголовным законом деяние, и государством. Это уголовное правоотношение носит односторонний характер: преступник обязан нести ответственность за совершенное деяние, а государство имеет право его наказывать.
2. Отношения, связанные с удержанием лица от преступного посягательства посредством угрозы наказания, содержащейся в уголовно-правовых нормах. Уголовный запрет налагает на граждан обязанность воздержаться от преступления. В данном случае речь идет не об уголовно-правовом регулировании общественных отношений, а о правовом воздействии на поведение людей.

3. Отношения, возникающие при реализации гражданами права на причинение вреда при защите от общественно опасных посягательств при необходимой обороне, а также при крайней необходимости и других обстоятельствах, исключающих преступность деяния. Эти отношения можно именовать регулятивными уголовно-правовыми отношениями (в отличие от охранительных), так как они складываются на основе регулятивных (управомочивающих) норм и регламентируют поведение лица, являющееся социально полезным.
Предмет науки УП шире предмета УП как отрасли права. В него входят изучение и не только действующего законодательства и практики его применения, но и история становления и развития как уголовных законов, так и самой науки. В предмет науки включается также изучение уголовного законодательства зарубежных государств в сравнительном плане и для использования положительного опыта в законотворческой и правоприменительной деятельности и развития науки. Уголовное право как отрасль права регулирует общественные отношения свойственным ей методом. Наука УП роль такого регулятора или охранителя общественных отношений в связи с совершением преступлений, естественно, выполнять не может. Она занимается исследованием их содержания, разработкой рекомендаций по совершенствованию уголовного законодательства.

Предмет учебной дисциплины практически полностью совпадает с предметом науки уголовного права, за исключением, пожалуй, лишь ее прогностического вектора. Предметом учебной дисциплины «Уголовное право» является совокупность имеющихся знаний, которые должен усвоить обучающийся в рамках учебной программы данной дисциплины.
Уголовное право как отрасль права имеет не только свой предмет, но и собственный метод или, точнее, методы.Методы в уголовном праве — это то, как, при помощи каких приемов, способов и средств оно решает стоящие перед ним задачи, связанные с регулированием и охраной общественных отношений (отрасль права и отрасль законодательства), их исследованием (наука) и изучением (учебная дисциплина). Понятием «метод уголовного права» охватывается совокупность методов уголовного права как отрасли права и отрасли законодательства, как отрасли науки и как учебной дисциплины.
Особенности и значимость общественных отношений, образующих предмет отрасли уголовного права, а также его «двуединый» характер определяют и специфику методов уголовного права. Методы уголовного права как отрасли права и как отрасли законодательства представляют собой совокупность приемов, способов и средств, при помощи которых осуществляется:
·правовая охрана общественных отношений (методы уголовно-правовой охраны);
·правовое регулирование общественных отношений (методы уголовно-правового регулирования).
Методы уголовно-правовой охраны — это прежде всего метод запрета совершения общественно опасных деяний, который в свою очередь обеспечивается совокупностью методов, связанных с криминализацией деяний и пенализацией преступлений. Уголовно- правовые нормы, решая задачу охрану общественных отношений от преступных посягательств, определяют, какие общественно опасные деяния следует признавать преступлениями, запрещают такие деяния и предусматривают наказания и иные меры уголовно-правового воздействия за нарушение установленного запрета. Запрет призван удерживать от совершения преступления «неустойчивых» граждан угрозой применения уголовно-правовой санкции и тем предупреждать совершение преступлений со стороны указанных лиц и, соответственно, охранять установленный правопорядок от нарушений.
Методы уголовно-правового регулирования — это способы регулирования общественных отношений, возникающих в связи с совершением преступлений или предусмотренными уголовным законом формами непреступного поведения и составляющих предмет уголовно-правового регулирования. Регулирование этих отношений осуществляется следующими методами: применением в отношении лица, совершившего преступление, наказания или иной меры уголовно- правового воздействия (включая освобождение от уголовной ответственности и (или) от уголовного наказания); исключением уголовной ответственности за причинение определенного вреда при добровольном отказе от совершения преступления, при обстоятельствах, исключающих преступность деяния; стимулированием позитивного поведения виновного лица после совершения им преступления (деятельного раскаяния, примирения с потерпевшим); применением в предусмотренных законом случаях иных мер уголовно-правового характера (принудительных медицинских мер, конфискации имущества). В уголовном праве реализуются все три метода правового регулирования, отмечаемые в обшей теории права: предоставление права, возложение обязанности и установление запрета.
Методы науки уголовного права представляют собой совокупность приемов, способов и средств, применяемых для проведения исследований уголовно-правовых явлений и понятий (исследовательские методы). Как и в других науках, в уголовном праве исследования осуществляются на основе общенаучного диалектического метода с использованием совокупности частнонаучных методов, обусловленных тем, что уголовно-правовая паука тесно связана с законодательной и правоприменительной деятельностью. Основными из таких методов являются: формально-догматический (юридический), историко-сравнительный, социологический, системный, сравнительно-правоведческий (компаративистский), уголовно-статистический и др.
Методы уголовного права как учебной дисциплины — это приемы, способы и средства изучения (методы изучения) предмета. К ним относятся самостоятельное изучение теоретических источников, материалов правоприменительной практики, различные обучающие методики (лекции, семинары, коллоквиумы) и т.д.
Наряду с предметом методы служат критерием отграничения уголовного права от других правовых отраслей и критерием разграничения различных ипостасей уголовного права (методами науки уголовного права и учебной дисциплины являются не охранительные и регулятивные, а исследовательские и обучающие методы)
Говоря о системеуголовного права, отметим, что оно (и как его форма – Уголовный кодекс) состоит из Общей и Особенной частей.
Содержание Общей части составляют общие положения и принципы УП. Все институты Общей части привязаны к двум основополагающим понятиям – преступлению и наказанию. Закон определяет задачи уголовного законодательства и его принципы, основание уголовной ответственности, действие во времени и пространстве; дает определение преступления и выделяет категории преступлений; решает вопросы о вине и ее формах, о возрасте, с которого наступает уголовная ответственность; перечисляет и раскрывает обстоятельства, исключающие преступность деяния; дает понятие и характеристику стадиям совершения преступления, а также соучастия в преступлении; называет цели наказания, устанавливая систему и раскрывая содержание каждого вида наказания; предусматривает назначение наказания, а также освобождение от уголовной ответственности и наказания. В отдельный раздел выделяется уголовная ответственность несовершеннолетних, а также иные меры уголовно-правового характера.
Особенная часть уголовного права содержит описание отдельных видов преступлений и установленных за их совершение наказаний.
Общая и Особенная части уголовного права тесно связаны между собой, составляют в целом единое уголовное право. Между Общей и Особенной частями уголовного права существует тесная и неразрывная связь, так как применение норм Особенной части невозможно без применения положений, изложенных в нормах Общей части. Их неразрывность определена единством содержания. Уголовно-правовые нормы, содержащиеся в Общей части уголовного права, служат основанием для положений, сформулированных в нормах Особенной части. Действие установлений Общей части распространяется на все составы преступлений, содержащиеся в Особенной части.
Уголовное право возникло и существует для того, чтобы присущими ему специфическими средствами осуществлять защиту наиболее значимых общественных отношений (важнейших интересов личности, общества и государства) от преступных посягательств. Это социальное назначение уголовного права обусловливает соответствующие его задачи: охранительную и регулятивную, а через них и одноименные уголовно-правовые функции.
Первая из указанных задач — охранительная — является основной и «традиционной» задачей уголовного права. Она заключается в том, чтобы не допустить причинение существенного вреда упомянутым важнейшим общественным отношениям, и решается эта задача путем установления запрета на совершение общественно опасных деяний (преступлений), способных причинить такой вред (метод уголовно-правового запрета) и путем оказания удерживающего воздействия на лиц, способных такой вред причинить (метод предупреждения преступлений).
Данная задача получила отражение в ч. 1 ст. 2 УК, согласно которой задачами Уголовного кодекса (и, соответственно, содержащихся в нем уголовно-правовых норм, российского уголовного права в целом) являются: «охрана прав и свобод человека и гражданина, собственности, общественного порядка и общественной безопасности, окружающей среды, конституционного строя Российской Федерации от преступных посягательств, обеспечение мира и безопасности человечества, а также предупреждение преступлений». Такая законодательная конструкция обоснованно критикуется в уголовно-правовой литературе как не вполне удачная.
Во-первых, упоминаемые в законе охрана общественных отношений и предупреждение преступлений предполагают по сути одно и то же — не допустить причинения вреда охраняемым законом отношениям, силой закона удержать от совершения преступления, предотвратить его. Охрана общественных отношений предполагает удержание от совершения преступлений, и она невозможна без их предупреждения, а предупреждение преступлений направлено на охрану общественных отношений, служит их охране. Разными словами здесь говорится об одном и том же. Уголовный закон устанавливает запрет на совершение общественно опасных деяний, признаваемых преступлениями, и угрозой наказания за их совершение охраняет от них установленный правопорядок. Кроме того, закон содержит специальные нормы (о добровольном отказе; об обстоятельствах, исключающих преступность деяния; об освобождении от уголовной ответственности и от наказания; нормы с двойной предупредительной направленностью — ст. 223, 292, 316, 326 УК и др.), оказывающие удерживающее воздействие на сознание лиц, которые могли бы совершить преступление, и этим также способствует охране общественных отношений.
Во-вторых, вряд ли правильно рассматривать в качестве самостоятельной задачи уголовного права «обеспечение мира и безопасности человечества» уже потому, что решение такой задачи ему не под силу; мир и безопасность человечества — это скорее один из объектов уголовно-правовой охраны.
В-третьих, к недостаткам приведенной выше формулировки следует отнести и то, что упомянутые в ней задачи не вполне согласованы между собой и не скоординированы с целями и задачами конкретных уголовно-правовых институтов; а также то, что они фактически «тонут» в перечне объектов, между тем как оба этих вопроса (о задачах уголовного права и об объектах уголовно-правовой охраны) в силу их важности достойны отдельного и более четкого правового регулирования.
Наконец, к числу недостатков анализируемой нормы относится отсутствие в ней упоминания о другой задаче уголовного права — регулятивной, которая с неизбежностью вытекает из существа уголовно-правовых норм, имеющих своим назначением не только охрану важнейших позитивных общественных отношений, но и регулирование новых, специфических уголовно-правовых отношений, возникающих вследствие виновного нарушения уголовно-правового запрета либо вследствие непреступного причинения вреда охраняемым уголовным законом общественным отношениям.
Регулятивная задача Уголовного кодекса (и, соответственно, уголовного права) РФ с неизбежностью встает перед уголовным правом в тех (довольно многочисленных) случаях, когда и в связи с тем, что произошло нарушение уголовно-правового запрета, означающее, что совершено преступление и первая из задач — охранительная — оказалась нерешенной. Предупредительные возможности уголовно-правовых норм значительны, но все же ограничены, и предупредить совершение преступлений удается далеко не всегда.
В таких случаях между государством и совершившим преступление липом возникает специфическое уголовно-правовое отношение, сущность которого — конфликт, нуждающийся в урегулировании. Разрешение такого конфликта предполагает определение взаимно корреспондирующих прав и обязанностей его сторон: основания и пределовуголовной ответственности виновных лиц, условий и порядка применения к ним мер уголовно-правового воздействия, гарантий от необоснованного или несправедливого привлечения к ответственности и т.д. Необходимость в урегулировании возникает также в случаях непреступного причинения вреда охраняемым уголовным законом общественным отношениям — при обстоятельствах, исключающих преступность деяния, при добровольном отказе от преступления и в иных подобных случаях, когда возникают новые, специфические уголовно-правовые отношения, которые также нуждаются в правовом регулировании.
Таким образом, в соответствии со своим назначением нормы уголовного права охраняют естественным образом складывающиеся в обществе позитивные общественные отношения и регулируют новые общественные отношения, возникающие вследствие совершения преступления или вследствие непреступного причинения вреда общественным отношениям, охраняемым уголовным законом. Охранительная и регулятивная задачи уголовного права тесно взаимосвязаны: устанавливая в целях охраны общественных отношений запреты, уголовно-правовые нормы тем самым также регулируют поведение людей (указывая, как не следует поступать), и наоборот, регулируя общественные отношения, они тем самым одновременно и охраняют их от причинения вреда. Каждая норма является одновременно и регулятивной, и охранительной, участвуя в решении обеих задач. Поэтому точнее было бы именовать первую из указанных задач охранительно-регулятивной, а вторую — регулятивно-охранительной.
Важное значение имеют указания законодателя на пути и средства решения уголовно-правовых задач: согласно ч. 2 ст. 2 УК для их осуществления «Кодекс устанавливает основание и принципы уголовной ответственности, определяет, какие опасные для личности, общества или государства деяния признаются преступлениями, и устанавливает виды наказаний и иные меры уголовно-правового характера за совершение преступлений».
Таким образом, уголовный закон не только формулирует стоящие перед уголовным правом задачи, но и определяет: а) перечень объектов уголовно-правовой охраны; б) «армию неприятеля» — признаки деяний, признаваемых преступлениями, и их исчерпывающий перечень; в) основание и принципы уголовной ответственности; г) средства борьбы с указанным «неприятелем» — виды наказаний и иные меры уголовно-правового характера за совершение преступлений.
Регулирование последнего вопроса имеет ключевое значение для определения форм уголовно-правового реагирования на нарушение уголовного закона. Однако если наказание регламентировано действующим УК достаточно полно и обстоятельно (см. гл. 9 и 10 УК), то что такое «иные меры уголовно-правового характера» остается неясным до сих пор. Законодатель, к сожалению, не довел регламентацию данного уголовно-правового института до логического завершения, се следует признать непоследовательной, противоречивой и неполной.
Несколько иначе формулируются задачи уголовного права как науки и как учебной дисциплины. Задачами отечественной науки уголовного права являются: исследование обоснованности и эффективности уголовно-правовых норм и правоприменительной практики, разработка научных рекомендаций по их совершенствованию; изучение исторического опыта российского государства в сфере противодействия преступности и положительного опыта нормотворчсской и правоприменительной деятельности других государств, подготовка рекомендаций по его внедрению в отечественную законотворческую и правоприменительную практику; прогнозирование путей развития отечественного уголовного права, разработка концептуальных основ уголовного законодательства правового демократического государства.
Задачи учебной дисциплины «Уголовное право» — изучение студентами-юристами предусмотренных требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и соответствующей учебной программой учебных и научных материалов с целью усвоения ими совокупности знаний, необходимых и достаточных для присвоения соответствующей профессиональной квалификации.
Социальное назначение уголовного нрава и стоящие перед ним задачи определяют основные направления (функции) и формы реа,1изации задач, характер необходимых для этого средств и иных ресурсов и оказывают определяющее влияние на предмет и методы уголовного права.
Задачи, стоящие перед наукой уголовного права:
1) проведение комплексных и системных исследований действующего уголовного законодательства на предмет определения социальной обусловленности и эффективности его норм;
2) разработка предложений о совершенствовании уголовного законодательства в целом и отдельных институтов, уголовно-правовых норм на базе анализа и обобщения их применения, внесение на этой же основе предложений о декриминализации или криминализации тех или иных социальных явлений, участие в работе официальных структур по разработке уголовных законов, рекомендации по их совершенствованию и применению;
3) изучение и использование уголовного законодательства зарубежных государств и практики его применения при совершенствовании российского уголовного законодательства, и прежде всего в области новых в нашем законодательстве норм, направленных на защиту прав человека, рыночной экономики, потребителя, мира и безопасности человечества, а также научное прогнозирование и обоснование путей развития уголовного права, разработка концепции уголовного законодательства, в полной мере отвечающей принципам, задачам и сущности демократического правового государства.
 Уголовный закон (УК РФ) – это способ письменного закрепления уголовно-правовых норм, устанавливающих основания уголовной ответственности, определяющих объем криминализованных деяний на текущей стадии развития общества и комплекс уголовно-правовых последствий их совершения. Черты уголовного закона: 1) является федеральным законом, обладает высшей юридической силой и распространяет свое действие на всю территорию РФ 2) является кодифицированным законом. 3) является единственным источником уголовного права. Уголовное законодательство РФ состоит из УК РФ. 4) основывается на Конституции РФ и общепризнанных принципах и нормах международного права 5) состоит из Общей и Особенной части Общая часть регулирует вопросы относящиеся ко всем или значительной части преступлений – принципы, общие положения уголовного права, понятие преступления, виды множественности, условия уголовной деликтоспособности, вина, неоконченная преступная деятельность, соучастие, обстоятельства, исключающие преступность деяния, понятие наказания и их система, правила назначения наказаний, освобождение от УО и наказания, иные меры уголовно-правового характера. Особенная часть – исчерпывающий перечень деяний, признаваемых преступлениями на данный момент времени. 6) имеет особые задачи: 6а) (охранительная задача — расставлено в порядке «личность, общество, государство») 6б) обеспечение мира и безопасности человечества (обеспечительная задача) 6в) предупреждение преступлений (предупредительная задача) – частная превенция (предупреждение новых преступлений лицами, совершившими преступления) и общая превенция (предупреждение совершения преступления всеми лицами) способы (методы) реализации уголовного законодательства, которое: А) устанавливает основание и принципы уголовной ответственности Б) определяет, какие опасные для личности, общества или государства деяния признаются преступлениями В) устанавливает виды наказаний и иные меры уголовно-правового характера за совершение преступлений 7) имеет принципы: законность, справедливость, вина, гуманизм, равенство граждан перед законом. Действие уголовного закона во времени ограничено моментом его вступлением в юридическую силу и моментом утраты юридической силы. Варианты введения закона в действие: А) общий случай (если иное не предусмотрено) – истечение определенного срока со дня опубликования Б) специальные случаи: Б.1) оперативность – с момента подписания НПА, с момента опубликования Б.2) подготовка – с момента, указанного в акте или в специально принятом акте) Б.3) связка – с момента, вступления в силу другого акта, наступления определенного события, совершения действия, бездействия Закон прекращает свое действие после: 1) истечение срока, на который принимался временный НПА (например, законодательство военного времени) 2) официальная отмена 3) признание закона неконституционным 4) фактическая отмена (принят новый акт, а старый формально не отменен) 5) вступление в силу международного договора, которому он противоречит. Действующим является закон в текущей редакции со всеми изменениями и дополнениями, которые могут вносится только путем принятия соответствующих ФЗ. Согласно ст.9 преступность и наказуемость деяния определяются уголовным законом, действовавшим во совершения этого деяния. Временем совершения преступления признается время совершения общественно опасного действия (бездействия) независимо от времени наступления последствий. Длящееся преступление – преступлений, начинающееся актом преступного бездействия, который порождает состояние, прерываемое вследствие действия самого виновного, направленного на прекращение преступления, или наступления события, препятствующего совершению преступления (задержание). Например, дезертирство. Совершенным и юридически оконченным оно является с момента: явка с повинной, задержание, добровольное исполнение обязанностей, Продолжаемое преступление – это преступление, складывающееся из ряда тождественных актов, направленных на единый объект и объединенных единым умыслом. В преступлении в соучастии временем совершения преступления следует считать: 1) Разогреева – время совершения деяния исполнителем 2) Лебедев – время совершения действия каждым из них. Однако из общего правила действия закона во времени есть 2 исключения: 1) ультрактивность – ситуации переживания старой нормой, формально утратившей силу, но применяемой в отношении деяний, совершенных в период ее действия, если она мягче, чем норма нового закона. Это нашло отражение в ч.1 ст.10 УК РФ — уголовный закон, устанавливающий преступность деяния, усиливающий наказание или иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет 2) ретроактивность – это ситуация применения новой нормы в отношении деяний, совершенных когда она еще не действовала. Это положение называется обратной силой закона.. Соответственно возможно 3 ситуации применения обратной силы закона: 1) устраняется преступность деяние – содеянное декриминализируется полностью или частично 2) 2)смягчается наказание – исключается какой-то вид наказания, расширяется перечень лиц, к кому он не может быть применен, 3) иным образом улучшается положение — сокращены сроки давности, сроки судимости, расширены основания освобождения от УО или наказания, измена категоризация, рецидив, выбор вида ИУ. Виды применения обратной силы уголовного закона: 1) простая (применяться при постановлении приговора будет уже сразу новый закон) 2) ревизионная (изменение производится уже после вынесения приговора).
В каждом случае применения УК РФ возникает необходимость установления временных пределов его действия. В соответствии со ст. 9 УК РФ преступность и наказуемость деяния определяется законом, действовавшим во совершения этого деяния.
Проблема действия уголовного закона во времени имеет несколько аспектов: принятия закона, вступление закона в силу, срок действия закона, утрата законом своей юридической силы, типы действия закона во времени, обратная сила уголовного закона, время совершения преступления.
Закон считается действующим с момента его вступления в силу после принятия, и его действие распространяется на все время, пока он не будет отменен или заменен новым законом, либо на время, указанное непосредственно в законе при его принятии. Согласно Закону «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, актов палат Федерального Собрания» от 14 июня 1994 г. датой принятия федерального закона считается день его принятия Государственной Думой в окончательной редакции. Применению подлежат только те законы, которые были опубликованы. Для официального опубликования федеральный закон направляется Президентом Российской Федерации. Официальным опубликованием уголовного закона считается его первая публикация полного текста в «Российской газете» или «Собрании законодательства Российской Федерации».
Согласно Федеральному закону Российской Федерации «О введении в действие Уголовного кодекса Российской Федерации» от 24 мая 1996 г. новый УК РФ был введен в действие с 1 января 1997 г.
Уголовный закон теряет свою силу в случае его отмены или замены другим законом, а также по истечении срока его действия, непосредственно указанного в нем. Уголовный кодекс РФ содержит нормы, действие которых бессрочно.
Содержание уголовно-правовых норм неоднозначно, поэтому и порядок вступления их в силу неодинаков.
Обратная сила уголовного закона позволяет избегать злоупотреблений в применении уголовно-правовых норм. Такой порядок принят в международной практике и впервые закреплен в новом уголовном законе РФ в ст. 10 УК РФ.
В зависимости от содержания уголовно-правовой нормы различают три типа действия уголовного закона во времени:
– уголовно-правовые нормы, устраняющие преступность деяния, смягчающие наказание или иным образом улучшающие положение лица, совершившего преступление, имеют обратную силу, то есть распространяются и на события, произошедшие до вступления в юридическую силу уголовного закона;
– уголовно-правовые нормы, устанавливающие преступность деяния, усиливающие наказание или иным образом ухудшающие положение лица, совершившего преступление, обратной силы не имеют, и их действие распространяется только на те события, которые произошли после вступления уголовного закона в юридическую силу;
– уголовно-правовые нормы, не изменяющие правовой статус лица, совершившего преступление (не ухудшают и не улучшают его положение), вступают в действие с момента вступления уголовного закона в юридическую силу и распространяются на любые события независимо от времени их совершения.
Временем совершения преступления признается совершения общественно опасного действия (бездействия) независимо от времени наступления последствий (ч. 2 ст. 9 УК РФ). Это связано с различными факторами применения уголовного законодательства, так как преступность и наказуемость деяния определяется законом, действовавшим на время совершения преступления. Однако большое количество преступлений имеют временную протяженность, исчисляемую иногда не только месяцами, но и годами. К таким видам преступлений относятся длящиеся и продолжаемые преступления. Существуют различные точки зрения о том, как в таких случаях определять время совершения преступления, что, конечно же, усложняет применение уголовно-правовых норм. Уголовное законодательство не содержит указаний, каким образом определять время совершения длящихся или продолжаемых преступлений (уголовно-правовые нормы вообще не содержат понятий «продолжаемое» и «длящееся» преступление). В теории и на практике эта проблема разрешается следующим образом: время совершения длящегося преступления определяется на момент начала исполнения общественно-опасного деяния независимо от того, когда оно будет прекращено; время совершения продолжаемого преступления связано с выполнением последнего из числа нескольких тождественных деяний, объединенных общим умыслом.
Уголовный кодекс РФ действует на всей территории России, закрепляя тем самым ее государственный суверенитет.
Пределы действия Уголовного закона в пространстве определяются следующими принципами: территориальным, гражданства, реальным и универсальным.
Территориальный принцип действия уголовного закона является основополагающим. Так, согласно ч. 1 ст. 11 УК РФ лицо, совершившее преступление на территории РФ, привлекается к ответственности по настоящему Кодексу.
Территорией РФ считаются в пределах государственной границы суша (включая острова), водное и воздушное пространства, недра. В тех случаях, когда территория суши соприкасается с водами внешних морей и океанов, то к границам России относятся прибрежные воды и воздушное пространство над ними в пределах 12-мильной зоны, отсчитываемой от линии наибольшего отлива, как на материке, так и на островах, принадлежащих России. Граница на пограничных судоходных реках проходит по средине главного фарватера, на пограничных озерах – по средине озера или по прямой линии, соединяющей выходы сухопутной границы к берегам озера.
Нормы УК РФ распространяют свое действие на преступления, совершенные в пространстве континентального шельфа РФ, под которым понимается примыкающая к территориальному морю до определенной глубины поверхность и недра морского дна. Внешняя граница континентального шельфа находится на расстоянии 200 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря. Уголовно-правовая юрисдикция РФ над континентальным шельфом распространяется лишь на некоторые категории преступлений, связанных с разведкой и использованием ресурсов континентального шельфа, а также с защитой окружающей среды. Кроме того, уголовно-правовая юрисдикция государства распространяется на все искусственные сооружения на континентальном шельфе: острова, установки, сооружения, подводные кабели и т.п.
Под уголовно-правовой юрисдикцией РФ находится пространство исключительной экономической зоны, под которой понимается район, находящийся за пределами территориального моря и прилегающий к нему, который подпадает под особый правовой режим. Ширина экономической зоны не должна превышать 200 морских миль, отсчитываемых от линии наибольшего отлива, как на материке, так и на островах, принадлежащих РФ. В пределах экономической зоны уголовно-правовая юрисдикция РФ распространяется лишь на преступления, которые связаны с суверенными правами государства.
К территориальной, уголовно-правовой юрисдикции РФ на основании положений норм международного права относятся также территории гражданских морских, речных и воздушных судов, приписанных к портам РФ и находящихся в нейтральных водах и воздушном пространстве. Согласно Конвенции по морскому праву 1982 г. любое гражданское судно имеет национальность того государства, под флагом которого оно плавает в водах открытого моря, и подчиняется власти того государства, флаг которого несет. Что же касается военных морских, речных и воздушных судов, то они признаются территорией РФ независимо от места нахождения. Данное правило законодательно закреплено в ч. 3 ст. 11 УК РФ. Аналогичным образом решается вопрос и с местонахождением военных баз и месторасположением военных частей (гарнизонов) за пределами РФ, если иное не предусмотрено международным договором РФ. Как правило, международными договорами устанавливается следующий порядок:
– за должностные преступления и преступления против порядка несения воинской службы военнослужащие, находящиеся за границей, несут ответственность по законодательству своей страны;
– за преступления, совершенные вне территории расположения воинской части и носящие общеуголовный характер (убийство, изнасилование, кража, грабеж, незаконный оборот наркотиков и т.д.), военнослужащие несут ответственность по законодательству страны пребывания. Однако такой порядок действия уголовного закона не применяется, если войска выполняют «оккупационные» функции.
На территории посольств и консульств РФ в иностранных государствах действует принцип экстерриториальности. Эта территория, хотя фактически и не является территорией РФ, однако, на нее распространяется дипломатический иммунитет, а потому там действуют законы РФ, и за преступления, совершенные на территории посольств и консульств РФ, лицо будет нести уголовную ответственность по российскому уголовному законодательству.
Территориальный принцип действия уголовного закона напрямую зависит от места совершения преступления. К сожалению, в уголовном законе отсутствует понятие места совершения преступления. Правильное установление места совершения преступления имеет важное практическое значение, ибо от этого зависит, по уголовным законам какого государства надлежит квалифицировать содеянное. Преступление считается совершенным на территории России, если именно на этой территории было совершено общественно опасное посягательство, повлекшее наступление вреда, предусмотренного в одной из норм Особенной части УК РФ.
Более сложно решается вопрос о месте совершения преступления при длящихся или продолжаемых преступлениях, если их совершение связано с территориями различных государств. На этот счет существует множество различных мнений. И все же, проанализировав их, можно сделать вывод, что место совершения преступления так или иначе связывается с местом его юридического окончания или местом пресечения преступной деятельности лица.
Территориальный принцип означает, что любое лицо, совершившее преступление на территории РФ, независимо от его правового статуса должно нести уголовную ответственность по УК РФ. Этот принцип, как и любое правило, имеет исключение и не распространяется на определенные категории лиц, пользующихся уголовно-правовым иммунитетом.
Наряду с основным территориальным принципом действия уголовного закона в пространстве существует принцип гражданства.Граждане РФ и постоянно проживающие в РФ лица без гражданства, совершившие вне пределов РФ преступление против интересов, охраняемых настоящим Кодексом, подлежат уголовной ответственности в соответствии с настоящим Кодексом, если в отношении этих лиц по данному преступлению не имеется решения суда иностранного государства.
Исключением как из общего территориального принципа действия уголовного закона в пространстве, так и из принципа гражданства является универсальный принцип.
Универсальный принцип действия уголовного закона в пространстве исходит из общности интересов всех государств мирового сообщества в борьбе с международными преступлениями и преступлениями международного характера (например, терроризм, захват заложников, угон воздушных судов и др.). В соответствии с универсальным принципом государство обязано применить свой уголовный закон к преступнику, посягнувшему не только на интересы данной страны, но и любого другого государства вне зависимости от того, кем и где совершено это преступление. Россия обязана выполнять международные конвенции, ею ратифицированные, обязывающие государства вести борьбу с соответствующими преступлениями.
Согласно ч. 3 ст. 12 УК РФ иностранные граждане и лица без гражданства, не проживающие постоянно в РФ, совершившие преступление вне пределов РФ, подлежат уголовной ответственности по настоящему Кодексу в случаях, если преступление направлено против интересов РФ либо гражданина РФ или постоянно проживающего в РФ лица без гражданства, а также в случаях, предусмотренных международным договором РФ, если иностранные граждане и лица без гражданства, не проживающие постоянно в РФ, не были осуждены в иностранном государстве и привлекаются к уголовной ответственности на территории РФ.
Говоря о действии УК РФ по кругу лиц, следует также отметить, что УП, в отличие от других отраслей права, ограничивает круг участников правоотношений. Уголовную ответственность могут нести только физические лица. Это обусловлено спецификой уголовной ответственности, которая не может носить коллективный характер. Уголовная ответственность сугубо индивидуальна. Кроме того, физическое лицо должно обладать рядом признаков, к которым относятся: возраст, вменяемость, наличие дополнительных особенностей, связанных с должностными, служебными, семейными и другими обязанностями. Эти признаки очень подробно будут рассмотрены в теме «Состав преступления».
Несмотря на то, что одним из основных принципов УП провозглашается принцип равенства, уголовно-правовые нормы действуют по кругу лиц не совсем одинаково. Это связано со спецификой служебной деятельности.
Так, не подлежат уголовной ответственности иностранные граждане, обладающие дипломатическим иммунитетом. Как правило, такие лица объявляются персонами нон грата (нежелательными лицами) и высылаются за пределы РФ. Однако дипломат, совершивший преступление на территории России, может отвечать по уголовным законам того государства, которое он представлял. Кроме того, согласно ст. 32 Венской конвенции о дипломатических сношениях аккредитующее государство вправе отказаться от подобного иммунитета. В этом случае указанные лица могут быть привлечены к уголовной ответственности по российскому уголовному законодательству.
Определенным иммунитетом к уголовной ответственности обладают: Президент РФ, депутаты Федерального Собрания, судьи. Привлечение к уголовной ответственности таких лиц усложнено и связывается с выполнением определенных процедур. Для привлечения Президента РФ необходимо провести процедуру отрешения его от должности в соответствии с требованиями ст. 93 Конституции РФ. Механизм отрешения Президента РФ от должности очень сложен и громоздок, к тому же требует строгого соблюдения процессуального порядка. Для привлечения к уголовной ответственности депутата Государственной Думы или депутата Совета Федерации необходимо, чтобы орган, членами которого они являются, лишил их депутатской неприкосновенности. Уголовное дело в отношении судьи может быть возбуждено только Генеральным прокурором РФ или лицом, исполняющим его обязанности, при наличии на то согласия соответствующей квалификационной коллегии судей. Судьи Конституционного суда привлекаются к уголовной ответственности только с согласия Конституционного суда. Особенности действия уголовно-правовых норм по кругу лиц закреплены в разделе XVII Уголовно-процессуального кодекса РФ «Особенности производства по уголовным делам в отношении отдельных категорий лиц».
Действие уголовного закона по кругу лиц очень ярко проявляется и в правилах выдачи лиц, совершивших преступление, закрепленных в ст. 13 УК РФ. Эти правила гласят, что граждане РФ, совершившие преступление на территории иностранного государства, не подлежат выдаче этому государству. В этом проявляется забота государства о своих гражданах. Иностранцы и лица без гражданства, находящиеся на территории России, но совершившие преступление вне ее пределов, могут быть выданы иностранному государству для привлечения их к ответственности или отбывания наказания в соответствии с международным договором.
Выдача лица, совершившего преступление (экстрадиция), – это передача для привлечения к уголовной ответственности или для приведения в исполнение приговора в отношении лица, обвиняемого в совершении преступления или осужденного, государством, на территории которого находится преступник, другому государству, где было совершено преступление, или государству, гражданином которого является преступник. Конституция (ч. 1 ст. 61) устанавливает: Гражданин Российской Федерации не может быть выслан за пределы Российской Федерации или выдан другому государству. Это положение зафиксировано и в ч. 1 данной статьи: Граждане Российской Федерации, совершившие преступление вне пределов Российской Федерации, в соответствии с ч. 1 ст. 12 УК РФ подлежат уголовной ответственности по российскому законодательству.
В соответствии с международным договором РФ (многосторонним или двусторонним) выдача возможна в отношении находящихся в России иностранных граждан или лиц без гражданства, совершивших преступление вне пределов РФ.
Так, например, государства-участники СНГ приняли 22 января 1993 г. в Минске Конвенцию о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, где, в частности, обязались выдавать друг другу лиц, находящихся на их территории, для привлечения к уголовной ответственности или для приведения приговора в исполнение. Двусторонние договоры об оказании правовой помощи, включающие вопросы выдачи преступников, имеются у Российской Федерации с Азербайджаном, Албанией, Алжиром, Болгарией, Венгрией, Вьетнамом, Грецией, Грузией, Индией, Ираком, Ираном, Йеменом, Канадой, Кипром, Китаем, КНДР, Кубой, Киргизией, Латвией, Литвой, Молдавией, Монголией, Польшей, Румынией, Тунисом, Эстонией, Югославией и рядом других государств. Федеральным законом от 25.10.99 № 190-ФЗ ратифицирована Европейская конвенция о выдаче от 13 декабря 1957 г.
Как правило, в договорах устанавливается, что выдача для привлечения к уголовной ответственности производится за такие деяния, которые являются наказуемыми по законам РФ и запрашивающего о выдаче лица государства и за совершение которых предусматривается наказание в виде лишения свободы на срок не менее одного года или более тяжкое наказание.
Выдача для приведения приговора в исполнение производится за такие деяния, которые в соответствии с законодательством России и запрашивающего о выдаче государства являются наказуемыми и за совершение которых лицо, выдача которого требуется, было приговорено к лишению свободы на срок не менее 6 месяцев (1 года) или к более тяжкому наказанию.
В большинстве международных договоров РФ оговорены условия, при которых российская сторона отказывает в выдаче иностранных граждан и лиц без гражданства, совершивших преступление вне пределов РФ. В частности, если:
а) на момент получения требования уголовное преследование согласно российскому законодательству не может быть возбуждено или приговор не может быть приведен в исполнение вследствие истечения срока давности или по другому законному основанию;
б) в отношении лица, выдача которого требуется, в РФ за то же преступление был вынесен приговор или постановление о прекращении производства по делу, вступившее в законную силу;
в) преступление в соответствии с законодательством запрашивающего о выдаче государства или российским законодательством преследуется в порядке частного обвинения (по заявлению потерпевшего).
Не допускается выдача другим государствам иностранных граждан и лиц без гражданства, преследуемых за политические убеждения, которым РФ предоставляет политическое убежище в соответствии с общепризнанными нормами международного права (ст. 63 Конституции). Как сказано в Положении «О порядке предоставления Российской Федерацией политического убежища» (утверждено Указом Президента РФ от 21.07.97 № 746 (в ред. от 01.12.03)) РФ предоставляет политическое убежище лицам, ищущим убежище и защиту от преследования или реальной угрозы стать жертвой преследования в стране своей гражданской принадлежности или в стране своего обычного местожительства за общественно-политическую деятельность и убеждения, которые не противоречат демократическим принципам, признанным мировым сообществом, нормам международного права.
При этом принимается во внимание, что преследование направлено непосредственно против лица, обратившегося с ходатайством о предоставлении политического убежища (ст. 2). Политическое убежище не предоставляется, если лицо преследуется за действия (бездействие), признаваемые в РФ преступлением, или виновно в совершении действий, противоречащих целям и принципам ООН (ст. 5).
 

Смотрите также  Статья 287. Сроки и порядок уплаты налога и налога в виде авансовых платежей
Войти с помощью: 
Подписаться
Уведомление о
guest
0 Комментарий
Встроенные отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Будем рады вашим мыслям, пожалуйста, прокомментируйте.x
()
x