Унитарные и федеративные государства

0 212

Парламентская республика
Президентская республика
Монархия
Монархии бывают:
Самодержавные, абсолютные. Преобладавшие в прошлом, сегодня очень редки и сохранились лишь в Саудовской Аравии, Катаре, Омане и Объединенных Арабских Эмиратах и др.
Конституционные, ограниченные. Представляя дань традиции, монархи в них – декоративные фигуры, не обладающие значительными политическими полномочиями, но играющие важную роль в моральном плане, способствующие консолидации нации.
В реальности конституционные монархии мало чем отличаются от республик.
Республики — государства, где высшие органы государственной власти формируются на выборной основе. Бывают президентские и парламентские.
5.3. Республика
Президентская
ПарламентскаяХарактерные признаки:
— президент является одновременно главой государства, премьер-министром, подбирает кабинет министров и контролирует его деятельность;
— законодательная и исполнительная ветви власти формируются на основе двойной системы выборов и отчетливо разъединены;
— президент и правительство избираются внепарламентским методом;
— у правительства отсутствует прямая ответственность перед парламентом;
— парламент имеет солидные полномочия по контролю за деятельностью правительства и президента, вплоть до отклонения законопроекта. Эта форма президентской республики была впервые введена в США на основе Конституции 1787 года.Для парламентской республики характерно:
— единая система выборов;
— победившие партии формируют высший законодательный орган;
— парламент формирует правительство из числа лидеров победивших партий;
— правительство несет ответственность перед парламентом;
— парламент может избирать президента.
Парламентская республика существует в Италии, Германии, Индии, Австрии, Швейцарии, Финляндии, Турции, Ирландии, Исландии и некоторых других странах.По национально-территориальной организации государства делятся на унитарные и федеративные.
В унитарном государстве:
— единая конституция и гражданство;
— единая система высших государственных органов, права и суда, все это действует без ограничения на всей территории страны. Унитарные государства: Бельгия, Испания, Италия, Финляндия, Дания и др.
Федеративное государство характеризуется:
— наличием внутри государства государственных образований (штат, провинция, кантон, республика и др.);
— эти образования имеют определенную самостоятельность и собственное административно-территориальное деление.
Кроме того, любая федерация должна отвечать следующим критериям:
— исключительное право федерального правительства на осуществление внешней политики;

Смотрите также  Конституционное право Польши и Чехии

— отсутствие права сецессии (от лат. «сецессио» — отделение, уход);
— федеральное правительство использует власть без прямого одобрения государств — членов федерации;
— отсутствие у союзного правительства права на одностороннее изменение границ государств-членов;
— союзная конституция может быть изменена только с согласия членов федерации;
— наличие двухпалатного высшего законодательного органа с равным представительством каждого члена федерации;
— разделение власти и полномочий союзного государства и государств-членов федерации.
 
Помимо вышеперечисленных типов государств существуют Конфедерации. Как правило, это государственные объединения государств для координации какого-либо вида государственной деятельности — военной, торговой, внешнеполитической. Эти объединения нестабильны, распадаются после решения поставленных задач или развиваются в федерацию (США, Швейцария).
5.5. Другие основания классификации
Кроме того, по типу политического режима государства бывают:
— демократическими,
— тоталитарными, авторитарными.
Первые характеризуются как правовые, социальные, вторые — как военно-полицейские.
Правовое государство имеет основное предназначение в развитии структур, обеспечении защиты прав всех членов общества. Граждане подчиняются праву как высшей силе. Гарантировано равноправие всех граждан и правителей перед законом.
Правовому государству присущи следующие признаки:
— верховенство закона во всех сферах жизни;
— разделение политической власти на законодательную, исполнительную и судебную ветви;
— эффективные формы контроля и надзора за соблюдением законности;

— разделение государственных и негосударственных политических институтов;
— взаимная ответственность государства и личности.
Социальное государство сосредотачивает основные усилия на проведении активной социальной политики, содействует смягчению и предупреждению социальных конфликтов.
Военное, или полицейское, государство характеризуется гипертрофированным развитием структур государственного насилия — армии, полиции, служб безопасности.
 
Кроме того, государства можно подразделять по устойчивости политической жизни, ее непрерывности и преемственности. Здесь выделяются неустойчивые и стабильные государства. Неустойчивые отличаются частой сменой президентов, правительств, парламентов, конституций, большим числом путчей и переворотов. Так, на латино-американском континенте за последние 150 лет произошло 535 государственных переворотов.

Войти с помощью: 
Подписаться
Уведомление о
guest
0 Комментарий
Встроенные отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Будем рады вашим мыслям, пожалуйста, прокомментируйте.x
()
x