Верховенство закона во всех сферах общественной жизни

0 195

Высшей формой выражения и защиты свободы людей является закон. В законах государство устанавливает общеобязательные правила поведе ния, которые должны учитывать объективные потребности общественно го развития на началах равенства и справедливости. Поэтому закон обладает высшей юридической силой и все другие правовые акты дол жны соответствовать закону. Законы регулируют наиболее важные стороны общественной жизни, охраняют нравственные ценности общес тва /например, закон о собственности, о свободе совести, печати и другие/. Подзаконные акты, в частности ведомственные, могут лишь конкретизировать некоторые положения закона, но ни в коем случае не изменять закон. В законах должны выражаться объективно складывающие ся общественные отношения, тенденции их развития и самообновления. Иначе говоря, закон должен соответствовать требованиям времени и изменяться вместе с изменением условий жизни. Основной закон право вого государства, стоящий над ним — Конституция, которая представ ляет собой общую правовую модель общества, которой должно соответствовать все текущее законодательство. Вместе с тем, Конституция — это выражающий волю народа центральный институт государства, который призван свести в единую структуру, в целостную систему все иные его институты — и политический режим, и построение аппарата государства, и его формы /правления, государственного устройства/. Никакой дру гой правовой акт не может противоречить Конституции. Современные де мократические Конституции, характерные для нынешнего этапа развития демократии, сохраняя все эти основополагающие начала, предстают, прежде всего, как конституции прав и свобод человека. Кроме этого и Конституция и законы государства должны в максимальной степени соот ветствовать принципам естественного права. Государство, осуществляя свою деятельность, обязано само в первую очередь подчиняться требо ваниям изданного им же закона. Так как перед законом все равны, то он обязателен для граждан и для государства.
Верховенство закона обуславливается не только тем, что он выражает общую волю населения всей страны. Сама процедура принятия и принципы действия закона возвышают его над всеми нормативными акта ми, определяют его особое место в любой системе права. Уважение к закону есть неотъемлемая черта правового государства, атрибут соз нания и поведения всех граждан.
Прямое /непосредственное/ выражение в законе общей воли может обеспечить только референдум, когда каждому дееспособному гражданин у предоставляется возможность высказать свое мнение по предложенно му законопроекту. Парламент и аналогичные ему представительные орга ны, конечно, способствуют выявлению общей воли, но обеспечивают это далек о не всегда. Внутри и вне их возникли различные механизмы /например, лоббизм/, позволяющие реализовать частные /групповые/ ин тересы вопреки общественным.

Смотрите также  Виды монархий

Но референдум — сложное, дорогостоящее мероприятие, которое не может обеспечить необходимую оперативность законодательной деятельности, а парламент специально создан для этой цели. Практика обнару жила различные приемы искажения парламентом общей воли, но вместе с тем она же создала этому противовесы: двухпалатная структура пред ставительного органа, поименное голосование, конституционный кон троль и многое другое. «Внешними» средствами, препятствующими иска жению парламентом общей воли, выступают средства массовой информа ции, общественное мнение, всенародные обсуждения законопроектов, право отзыва избирателями своего депутата и др. Многие из этих ин ститутов подчас дают существенные сбои.
В правовом государстве закон и другие нормативные акты должны приниматься лишь тогда, когда без них нельзя обойтись. Чем шире об ласть социальной жизни, свободная от нормативно-правового регулирования, тем прочнее устои правового государства. Инфляция нормативных актов приводит к размыванию правовой системы, делает зако нодательство труднообозримым. Многочисленные правовые акты нередко вступают в противоречия друг с другом, излишне усложняют правопри менительную и правоохранительную деятельность.
Сила закона решающим образом зависит от убежденности граждан в необходимости следовать его требованиям. Однако, нормативные предпи сания усваиваются адресатами и принимаются к исполнению отнюдь не всегда автоматически. Иногда требуется длительное для их укрепления в сознании. Легче всего воспринимаются те нормы, целевое назначение которых совпадает с интересами адресата; другие нормы оказывают сдерживающий эффект в отношении противоправных намерений; третьи — способны служить стимулом к инициативным положительным действиям.

Смотрите также  Конституционное регулирование непосредственной демократии 3 страница

Едва ли не самым главным препятствием к эффективной реализации законов является отсутствие исполнительской дисциплины в правоприменяющих учреждениях. Критические ситуации в исполнении законода тельных предписаний часто возникают вследствие халатности, бездей ствия, апатии, а часто и злоупотреблений, совершаемых должностными лицами.
Не следует упускать из поля зрения и то обстоятельство, что не все аспекты законодательной и правоприменительной деятельности равнозначны. Все адресаты правовых норм не могут быть в равной мере заинтересованы в достижении целей законодательного акта. Участники пра воотношений — граждане, должностные лица, предприятия, организации выступают в них в различном качестве, например, руководителя и под чиненного, продавца и потребителя, заказчика и подрядчика, клиента и исполнителя услуг и т.п. Все они рассматривают действия закона с разных позиций; их реакция на действие нормы, как правило, варьи руется в зависимости не только от взглядов и убеждений, но и от специфики их интересов и потребностей. При таких обстоятельствах законодателю очень важно знать отношение различных субъектов к предположениям закона.
Экспериментально доказана распространенность в обществе следую щих ситуаций несогласия с законом.
Отсутствие какого — либо сопротивления или слабо выраженное сопротивление закону со стороны подавляющей массы населения. В этой ситуации отпадает и надобность в принудительном исполнении закона. Так обстоит дело, например, с действием норм, предписывающих слож ный церемониал при совершении акта гражданского состояния. Норма права, превращаясь в обычай или санкционируя таковой, соблюдается повсеместно почти автоматически.
Вторая ситуация связана с активным сопротивлением новому законоположению ограниченного круга лиц, деятельность которых стеснена новы ми правилами. Примером такого рода является печальной памяти антиалкогольная кампания в СССР, проводившаяся с 1985 г.

Войти с помощью: 
Подписаться
Уведомление о
guest
0 Комментарий
Встроенные отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Будем рады вашим мыслям, пожалуйста, прокомментируйте.x
()
x