ВИССАРИОН

0 192

ВИССАРИОН (Βησσαρίων) Никейский (имя при крещении – Василий, или Иоанн (?) (1399/1400 или 2 января 1403, Трапезунд – 18 ноября 1472, Равенна) – византийский церковно-политический деятель, философ. Учился в Константинополе, в частности у Георгия Хрисококка. В 1423 становится монахом, затем диаконом, в 1431 – священником в г. Мистре (Пелопоннес) и в 1436 – игуменом в Константинополе; в 1437 рукополагается митрополитом Никеи. После перехода в католичество, в 1439–72 – кардинал, с 1463 – титулярный латинский патриарх Константинополя.
Виссарион провел несколько лет (1431–36) в Мистре, чтобы заниматься с Георгием Гемистом Плифоном неоплатонической философией. Был одним из главных инициаторов Ферраро-Флорентийского собора (1438–39), завершившегося унией латинско-католической и греко-православной церквей. Пришел к выводу («Догматическая речь об унии») об идентичности греческого и латинского толкования тринитарной формулы и необходимости упоминания в догмате об исхождении Св. Духа имени Сына (filioque). Вскоре после Ферраро-Флорентийского собора возвращается на Запад. В 1450–55 – папский легат в Болонье; дважды (1455 и 1471) был кандидатом на папский престол. Как гуманист привлекал большое внимание современников, образовавших вокруг него ученый кружок, названный «Виссарионовской Академией» (Academia Bessarionis). Собрал огромную библиотеку (482 кодекса), составившую после его смерти основу коллекции рукописей Библиотеки св. Марка в Венеции («Марчианы»); сам занимался перепиской книг и редактированием текстов.
Наследие Виссариона включает в себя богословские, философские и риторические сочинения, а также переписку. В разгоревшихся острых спорах приверженцев Платона и Аристотеля Виссарион занимал умеренную позицию, хотя критиковал сторонника радикального аристотелизма Георгия Трапезундского (трактат «Против фальсификатора Платона» в четырех книгах). Греко-латинской полемике по догматическим вопросам об исхождении Св. Духа, правилах таинства Евхаристии и др. посвящено «Окружное послание грекам» (1463); риторические и полемические трактаты адресованы членам императорской фамилии и направлены против турок. Среди переводов Виссариона на латынь – «Воспоминание о Сократе» (Апомнемоневмата) Ксенофонта, речи Демосфена и особенно «Физика» Аристотеля, изложенная в шести книгах.
Сочинения:
1.  MPG, t. 161;
2.  Mohler L. Kardinal Bessarion als Theologe, Humanist und Staatsmann, Bd. 1–3. Paderborn, 1923–42;
3.  Bernardinello S. Bessarione riassume la Fisica di Aristotele. – Scritti in onore di С Diano. Bologna, 1975, p. 25–42.
Литература:
1.   Удальцова З.В. Философские труды Виссариона Никейского и его гуманистическая деятельность в Италии. – «Византийский временник», 1973, т. 35, с. 75–88;
2.  Она же. Жизнь и деятельность Виссариона Никейского. – Там же, 1976, т. 37, с. 74–97;
3.  Di Napoli G. Il cardinale Bessarione nella controversia tra platonici ed aristotelici. – «Miscellanea Francescana», 1973, vol. 73, p. 327–350;
4.  Mioni E. Vita del Cardinale Bessarione. – «Miscellanea Marciana», 1991, vol. VI, p. 13–198.
M.В.Бибиков
 

Смотрите также  ГИЛЬБЕРТ ПОРРЕТАНСКИЙ
Войти с помощью: 
Подписаться
Уведомление о
guest
0 Комментарий
Встроенные отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Будем рады вашим мыслям, пожалуйста, прокомментируйте.x
()
x