Вопрос № 1. Становление криминологии как науки. Основные направления изучения возникновения причин преступности

0 249

Первые попытки выявить связь преступности с социальными условиями современного им общества, мы находим в работах мыслителей античности. Уже Демокрит (V—IV вв. до н. э.) выводит причины преступлений из отсутствия побуждений к добродетели в силу нравственных и умственных пороков; указы­вает на роль воспитания для предупреждения их возникновения, так как непра­вильное поведение результат незнания более правильного. Угроза же наказа­ния хотя и оказывает сдерживающее воздействие в силу несовершенства чело­веческой природы, но играет лишь вспомогательную роль, так как не всегда удерживает от соблазна грешить втайне.
Антисфен, Диоген и другие представители философской школы (V—IV вв. до н. э.) связывали совершение преступлений с неумеренными или искаженными потребностями: алчностью, развратом, эгоистическим честолю­бием, овладевающими человеком в силу пороков воспитания.
Мысль о социальной, а не только о личностно-мотивационной природе нарушений социальных норм, обосновывал Аристотель (IV в. до н. э.), видевший их причину в несоблюдении в обществе равенства и справедливости, что поро­ждает испорченность нравов, проявляющуюся в социальных отклонениях: «Величайшие преступления совершаются людьми, так как они стремятся к переизбытку, а не к предметам первой необходимости»[1][1].
Уже в работах древних философов Платона и Аристотеля (384-322 гг. до н.э.), можно обнаружить наброски, контуры идей предупреж­дения преступлений. Древние философы отметили сложную связь преступности с социальными условиями жизни людей, с их нравственными и этическими свойствами, указав, что величайшие преступления совершаются людьми, т.к. они стремятся к переизбытку, а не к предметам первой необходимости.
Эпоха Возрождения и последующий пе­риод знаменательны трудами Мартина Лютера, Жана Кальви­на, Джона Локка, Шарля Монтескье, Вольтера, Клода Гельвеция, Поля Гольбаха, Жан-Жака Руссо, в которых анализировались причины негативных явлений, включая преступность, роль государства и общества в их преодолении.
Представления о преступности и ее детерминантах всегда основывались главным образом на общих философских и поли­тических идеях своего времени. Очевидно и влияние «социаль­ного заказа» на решение проблем, стоявших перед государством, обществом.
В эпоху господства теологического мировоззрения, господства церкви в средние века, преступ­ления рассматривались как проявления «злого духа» козни «нечистой силы», вселившегося в человека.
Следующий этап, характеризовался тем, что идущая к власти буржуазия противопоставила теологическому мировоззрению рационально-гуманистическую концепцию общества и человека.

Смотрите также  ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ КОНТРОЛЬНЫХ ВОПРОСОВ

Философы-просветители 18-го века Монтескье (1689-1755 гг.), Вольтер (1694-1778 гг.), Беккариа (1738-1794 гг.), рассматривали человека как разумное свободное от каких-либо «таинственных сил существо» и объясняли преступление внутренними качествами индивида, его «злой волей», страстями и пороками, толкающими его на совершение преступления.
Особого внимания заслуживает Чезаре Беккария (1738-1794 гг.) Провозгласив, что преступник такой же человек, как и не преступник, Ч. Беккария потребовал во имя равенства всех перед законом и судом, равенства наказания. Во имя гуманности отменить смертную казнь и смягчить все наказания. Осуществить эти меры необходимо во имя справедливости суда гласного и независи­мого.
Ч. Беккариа указывал на экономический строй общества, уста­релые механизмы государственности как на основные причины преступности. Он требовал от правительства прежде всего рас­пространения образования, развития благосостояния населения. Интересно, что известный Наказ Екатерины Второй от 1762 г., данный комиссии для сочинения проекта нового Уло­жения, содержит многочисленные выдержки из книги Ч. Бекка­риа. Ему принадлежит идея предупреждения преступлений: «Лучше предупредить преступление, чем наказывать за него»[2][2].
Криминологические взгляды первых социалистов-утопистов были развиты их последователями: Сен-Симоном (1760-1825 гг.), Шарлем Фурье (1772-1837 гг.), Робертом Оуэном (1771- 1858 гг.), работавшими на рубеже 18-19 веков. Например, в эпоху буржуазного развития капитализма Сен-Симон связывал преступность с господством частной собственности, экономической эксплуатацией, социальной несправедливостью. Борьбу с преступлениями с помощью наказания он считал бесперспективной, так как только социалистическое преобразование в обществе создаст возможность преодолеть преступность, как массовое явление. Согласно концепции Р. Оуэна, исходные природные качества всех людей – бедных и богатых, честных и преступников – одинаковы, но их дальнейшее физическое, умственное и нравственное развитие, формирование их достоинств или пороков зависит от конкретных условий их существования.

Смотрите также  Статья 265. Нарушение правил обращения с наркотическими средствами, психотропными, или ядовитыми веществами

Важный вклад в развитие криминологической мысли внес Адольф Кетле, выдающийся бельгийский социолог, математик, астроном, метеоролог, один из создателей научной статистики. В 1835 г. он выпустил в научный труд «О человеке и развитии его способностей, или опыт социальной физики». В нем Кетле утверждал, что социальные процессы и физические явления подчиняются определенным законам и должны изу­чаться точными методами математической статистики. Впечат­ляющие выводы Кетле послужили серьезным стимулом к регу­лярным статистическим исследованиям преступности.
В связи с вышеизложенным, далее мы можем кратко охарактеризовать, давно сложившиеся, самые известные криминологические теории возникновения причин преступности.

Войти с помощью: 
Подписаться
Уведомление о
guest
0 Комментарий
Встроенные отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Будем рады вашим мыслям, пожалуйста, прокомментируйте.x
()
x