Ученые СПбГУ выяснили, у кого из многоклеточных самый короткий геном

Исследователи Санкт-Петербургского государственного университета расшифровали геном Intoshia variabili — самого маленького представителя паразитов из группы ортонектид.

Исследователи Санкт-Петербургского государственного университета расшифровали Intoshia variabili — самого маленького представителя паразитов из группы ортонектид. Оказалось, на данный момент его геном является самым маленьким среди всех многоклеточных организмов и включает всего 5120 генов. Положение ортонектид долгое время было непонятным, но новые данные ученых подтвердили: эти паразиты относятся к кольчатым червям. Результаты исследования опубликованы в журнале Current Biology.

«Ортонектиды — это группа паразитических существ, которая была открыта достаточно давно — в 1877 году, однако их положение в системе животных до недавнего времени оставалось загадкой, — рассказал профессор СПбГУ, доктор биологических наук Георгий Слюсарев. — Исходно их считали крайне примитивными животными, которые занимают промежуточное положение между одноклеточными и многоклеточными, отсюда их старое название — «мезозоа»: от греческого «мезо» — «между» животными и протистами. Однако, когда мы начали проводить с ними исследования, выяснилось, что они совершенно не такие простые».

На мысль отсеквенировать самой маленькой ортонектиды ученых натолкнуло исследование, проведенное ими в 2016 году, когда они расшифровали другого вида, чуть крупнее, под названием Intoshia linei.

На тот момент он оказался одним из самых маленьких геномов среди многоклеточных, значит, предположили петербургские ученые, возможно, у более мелкой Intoshia variabili  будет еще меньше, к тому же их можно будет сравнить и больше узнать об эволюции этих загадочных созданий.

Главный вопрос — соответствует ли развитие ортонектид основным постулатам эволюции паразитических организмов, которые со временем не только уменьшаются и упрощаются морфологически, но и избавляются от «лишних» фрагментов генома?

Чтобы это выяснить, ученые отправились на университетскую Морскую биологическую станцию: именно здесь впервые был обнаружен и описан вид Intoshia variabili, который, кстати, еще встречается в Баренцевом море. Выращивать этих паразитов в лаборатории достаточно сложно, поэтому биологам приходится собирать их в полевых условиях и совсем в небольших количествах. Затем образцы привозят в Петербург, где на базе Научного парка СПбГУ проводятся молекулярные исследования.