МЕТОД СРАВНИТЕЛЬНО-ЛИТОЛОГИЧЕСКИЙ

0 94

МЕТОД СРАВНИТЕЛЬНО-ЛИТОЛОГИЧЕСКИЙ
— термин,
употребляющийся для обозн. двух существенно различных приемов исследования.
В понимании Вальтера (1893) и Архангельского (1912) — это способ восстановления физико-географических условий образования тех или иных древних п.
путем детального сопоставления их с аналогичными по составу,
текстуре и структуре современными осадками. Классическим примером применения М.
с.-л. являются “палеоокеанологические” исследования Архангельского условий возникновения меловых отложений Восточно-Европейской платформы (1912) и неогеновых нефтеносных толщ Сев.
Кавказа (1927). В таком понимании М. с,-л. имеет весьма ограниченное применение,
так как физико-географические условия в прошлом были несравненно более разнообразными и часто специфическими сравнительно с современными,
что резко ограничивает подыскание аналогии и по большей части делает их малоубедительными.
В понимании Страхова (1945) М. с.-л.— есть метод построения общей теории литогенеза.
В основе его лежит детальное исследование совр. осадкообразования “во всех его связях и опосредствованиях”,
т. е. во всех известных типах водоемов при разном рельефе водосборов и дна,
разной величине акватории,
при разных климатах и разных физико-хим. условиях среды. Установленные таким путем закономерности связи осадка с разными параметрами среды используются затем для реконструкции условий и механизма образования древних п.
даже в тех случаях,
когда они не имеют прямых аналогов в современном осадкообразовании.
Этот аспект метода привел к выделению и детальной характеристике типов литогенеза.
Другим аспектом М. с.-л. является последовательное сопоставление совр.
литогенеза с литогенезом геол. прошлого,
начиная от недавних времен и ко все более древним; это позволило объективно вскрыть их сходство и отличия и тем самым выявить необратимую эволюцию разных типов литогенеза в истории Земли.
Я. М. Страхов.

Войти с помощью: 
Подписаться
Уведомление о
guest
0 Комментарий
Встроенные отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Будем рады вашим мыслям, пожалуйста, прокомментируйте.x
()
x