Деятельности (ст. 169 УК РФ)
Воспрепятствование законной предпринимательской или иной
Экономической деятельности
Квалификация преступлений должностных лиц в сфере
Преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях
Одним из существенных направлений общественного развития Российской Федерации является возникновение и развитие социальных институтов гражданского общества и создание организаций негосударственного характера, выполняющих важные экономически политические, правоохранительные и иные функции. Такое развитие основано на признанном и гарантированном Конституцией РФ многообразии и равноправии различных форм собственности, прав и свобод граждан, свободы деятельности общественных объединений.
Создаваемые в связи с этим коммерческие и иные организации приобретают реальные права в сфере их компетенции, определяемой в соответствующем законодательстве. Такого рода правам соответствуют и определяемые законом обязанности как самих организаций, так и лиц, выполняющих в этих организациях управленческие функции. В этих условиях на уголовный закон возлагается задача охраны прав и законных интересов граждан, организаций, интересов общества и государства от возможных злоупотреблений со стороны указанных выше лиц.
Поэтому в Уголовный кодекс внесена не известная прежнему законодательству гл. 23 «Преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях». Содержащиеся в этой главе составы объединены общим объектом определяемых преступлений, которым является нормальный порядок работы коммерческих и иных организаций. В их числе общий состав злоупотребления служебными полномочиями, а также ряд составов, имеющих специальный характер (злоупотребление полномочиями частными нотариусами и аудиторами, превышение полномочий служащими частных охранных служб, коммерческий подкуп).Непосредственный объект преступления — отношения, связанные с государственным регулированием предпринимательской деятельности. Дополнительный объект — право граждан на занятие законной предпринима-тельской деятельностью без образования юридического лица с момента госу-дарственной регистрации в этом качестве (ч. 1 ст. 23 ГК РФ).
Юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде, а также должна иметь самостоятельный баланс или смету (п. 1 ст. 48 ГК РФ).
Объективная сторона — неправомерный отказ в государственной регистрации индивидуального предпринимателя или юридического лица либо уклонение от их регистрации, неправомерный отказ в выдаче специального разрешения (лицензии) на осуществление определенной деятельности либо уклонение от его выдачи, ограничение прав и законных интересов индивидуального предпринимателя или юридического лица в зависимости от организационно-правовой формы, равно незаконное ограничение самостоя-тельности либо иное незаконное вмешательство в деятельность индивидуального предпринимателя или юридического лица, если эти деяния совершены должностным лицом с использованием своего служебного положения.
Неправомерный отказ в выдаче специального разрешения (лицензии) на осуществление определенной деятельности. В соответствии Федеральным законом РФ от 25 сентября 1998 года «О лицензировании отдельных видов деятельности» № 158-ФЗ (в ред. № 178-ФЗ от 26 ноября 1998 г.) уполномо-ченный орган обязан выдать лицензию (разрешение) при представлении заявителем всех необходимых для этого документов. Основания к отказу в выдаче лицензии исчерпывающе указаны в законе.
Уклонение от выдачи специального разрешения (лицензии) на осуществление определенной деятельности. Уклонение — это пассивное деяние, состоящее в неисполнении должностным лицом своей обязанности по регистрации хозяйствующих субъектов в течение длительного периода после истечения срока, установленного для регистрации.
Ограничение прав и законных интересов индивидуального предпринима-теля или коммерческой организации в зависимости от организационно-правовой формы или формы собственности. Такое ограничение может выражаться, например, в установлении дополнительных требований (условий) к деятельности отдельных организаций, в навязывании им лишних, невыгодных условий при заключении договоров, принуждении к назначению на руководящие должности определенных лиц, лишении налоговых льгот и др. Ограничение прав допускается лишь в случаях и в порядке, предусмотренных федеральным законом.
Ограничение их самостоятельности. Такой способ воспрепятствования предпринимательской деятельности схож с предыдущим, однако он не связан с формой собственности и иными характеристиками (признаками) организации.
Незаконное вмешательство в деятельность индивидуального предпринимателя или коммерческой организации. Подобное вмешательство может выражаться в самых различных формах — например: в противоправном изъятии документов, проведении постоянных необоснованных проверок, непредос-тавлении необходимых материальных средств для ведения хозяйственной деятельности, недопущении эксплуатации помещений, цехов и др.
Субъективная сторона — прямой умысел.
Цель и мотив не являются обязательными признаками субъективной сторо-ны, однако могут повышать общественную опасность данного преступления.
Субъект преступления — должностное лицо, совершившее вышеуказанные действия с использованием своего служебного положения (специальный субъект).
Понятие должностного лица дается в ст. 285 УК РФ.
Квалифицирующие признаки (ч. 2 ст. 169 УК РФ):
— нарушение вступившего в законную силу судебного акта;
— причинение крупного ущерба.
Статью 169 УК законодатель 08.12.2003 (ФЗ № 162) дополнил примечанием следующего содержания: в статьях главы 22, за исключением статей 174, 1741, 178, 185-1856, 193, 194, 198, 199 и 1991, крупным размером, крупным ущербом, доходом либо задолженностью в крупном размере признается стоимость, ущерб, доход либо задолженность в сумме, превышающей один миллион пятьсот тысяч рублей, особо крупным — шесть миллионов рублей.