Измерения избирательных систем
Независимые переменные выборов достаточно разнообразны. Каждый исследователь выделяет совершенно разные факторы, описывая независимые переменные: структура баллотировки, тип выборов (пропорциональные, мажоритарные, плюральные), число представителей в каждом округе, общее число представителей в законодательном органе; и зависимые переменные: пропорциональность партийного представительства и создание законодательного большинства. Аренд Лейпхарт при исследовании электоральных систем выделяет основные и второстепенные измерения. К основным он относит: электоральную формулу (тип системы), значимость избирательного округа, число избирательных округов, величину законодательной ассамблеи, легальный и действительный электоральный порог. Другие измерения включают: структуру баллотировки, непропорциональность распределения, различие между парламентскими выборами в парламентской и президентской системах, возможность связанных списков. Роберт Джэкман и Росс Миллер изучают влияние различных институциональных факторов на участие населения в выборах, которое измеряется процентом участвующих от всего взрослого населения, способного участвовать в выборах. Этот показатель фиксирует зависимую переменную. В качестве независимых переменных здесь берутся: показатель национальных избирательных округов, индекс диспропорциональности, показатель мультипартизма, количество парламентских палат, принудительное голосование.
Самыми общими сведениями, позволяющими описать избирательные системы, являются электоральная формула (тип системы), число избирательных округов, число мест в законодательных органах (обычно, нижняя палата парламента) и ряд дополнительных сведений (минимальный избирательный возраст, легальный избирательный порог, год введения всеобщих выборов, год предоставления избирательных прав женщинам и др.).
Электоральный порог используется как показатель ограничения участия в выборах маленьких партий. Он фиксирует минимум поддержки, которая необходима партии для представительства в парламенте. Обычно такой порог устанавливается на национальном уровне, но может так же применяться в округах или на региональном уровне. Определяется он обычно процентом необходимых голосов, определенным числом голосов или каким-либо иным способом, например, получением по меньшей мере одного места на местном уровне для получения мест на более высоких уровнях. Аренд Лейпхарт предложил объединить эту меру со значимостью округа в единый измеритель, который он назвал «действительный порог». Напомним, что обычно значимость округа определяется числом кандидатов, приходящихся на один округ. При операционализации действительного электорального порога Лейпхарт учитывает следующие проблемы. Во-первых, электоральный порог связан со значимостью округа тем, что значимость округа позволяет говорить о целой амплитуде возможностей быть представленным или быть исключенным из парламента. Порог представленности (или включения) выражает минимум доли голосов, который позволяет партии завоевать место в парламенте при наиболее благоприятных обстоятельствах. Порог исключения выражает максимум доли голосов, который может быть недостаточным для завоевания места в парламенте при наиболее неблагоприятных условиях. Если партия прошла минимум, то появляется реальная возможность завоевать место, если она прошла максимум, то место ей гарантировано. Так, в случае с трехман-датным округом и тремя конкурирующими партиями при пропорциональной системе с использованием формулы Д’Онта нижний порог составит 20% голосов, а верхний — 25%. Во-вторых, нижний и верхний электоральные пороги определяются не только значимостью округа, но и влиянием электоральной системы и числом конкурирующих партий. В-третьих, и значимость округа, и число партий могут значительно различаться от округа к округу. В целом измерительная формула «действительного порога» строится на подсчете средней величины между верхним и нижним электоральными порогами:
Т = 50%/(М + 1) + 50%/2М
Т — действительный порог,
М — значимость электорального округа.
1) Приведем конкретный пример: Выборы Национального собрания во Франции в 1986 г. (556 мест) проходили по 96 избирательным округам. Легально установленный электоральный порог на уровне округа составлял 5%. Подсчитаем действительный электоральный порог значимость электорального округа М = 556/96 = 5,79
2) действительный электоральный порог Т = 50/(5,79 + 1) +50/2 х 5,79 = 50/6,79 + 50/11,58 = 7,36 + 4,32 = 11,68
Изучение избирательных систем с помощью показателя действительного электорального порога позволяет сказать об уровне ограничения участия партий в избирательном процессе, о возможной диспропорциональности в соотношении мест и голосов. Действительный порог может подсчитываться упрощенным способом, учитывая лишь, порог репрезентации, т.е. нижнюю границу.
Структура баллотировки относится к показателям, которые фиксируют способ распределения своих предпочтений избирателем. Избиратель может отдавать свой голос только одной партии, и тогда этот способ может именоваться категорическим. Избиратель может распределять свои голоса между партиями, указывая на порядок своих предпочтений. Подобный способ баллотировки получил наименование ординального. Рае высказал гипотезу о том, что ординальный способ, позволяя рассеивать голоса избирателей, благоприятствует усилению плюрализма в партийной системе.
Структура парламента в аспекте отношения его двух палат (уникамерализм, бикамерализм) используется для изучения избирательных систем. В качестве показателей, позволяющих оценивать эту переменную, используют состояние симметрии или асимметрии между двумя палатами и подобие или различие их композиций (конгруэнтность), включая различия в отражении интересов. Для оценки используется шкала от 0 до 4 баллов: 4 балла получает парламент при уникамерализме, 3 балла — конгруэнтные и очень ассиметричные двухпалатные парламенты (сильнее нижняя палата), 2 балла характеризуют неконгруэнтные и очень ассиметричные парламенты, 1 балл выставляется парламенту за наличие двух палат, 0 баллов получает парламент с сильным бикамерализмом.
Принудительное голосование оказывает влияние на избирательный процесс и его измеряют обычно по шкале 0 — 1. Ноль выставляется системе, где нет принудительного голосования, один — где оно имеется. Принудительное голосование отмечается в таких странах, как Австралия, Бельгия, Греция, Венесуэла, Италия. Используются различные меры морального и материального принуждения. Например, в Италии в документах не участвовавшего в выборах выставляется надпись «Не голосовал». Показатели участия в выборах для этих стран достаточно высокие. В Австралии этот показатель в среднем после войны составлял 95,4%, для Бельгии — 92,5%. В Нидерландах, где принудительное голосование было упразднено в 1967 г., показатель участия упал с 94,7% до 1967 г. до 83,5% после. В восьмидесятые годы показатель участия в выборах составлял для Австралии — 83%, Бельгии — 87, Греции — 87, Италии — 93%.
Одним из распространенных измерителей избирательного процесса, который позволяет оценить динамику электоральных предпочтений от выборов к выборам, является индекс электоральной подвижности. Он подсчитывается как половина модульной суммы разницы в процентах голосов, полученных партиями на двух последовательных выборах.
V= ½*|Pi1 — Pi2|, где
V — индекс электоральной подвижности,
Pi1 — процент голосов, полученных партией на первых выборах,
Pi2 — процент голосов, полученных партией на следующих выборах.
Пусть имеется три партии, голоса между которыми распределились на первых выборах в следующей пропорции 20:45:35. На последующих выборах ситуация с распределением голосов изменилась, и пропорция составила 25:30:45. Индекс электоральной подвижности в этом случае составит: V = 1/2 х (5+15+10) = 15. Для различных стран индекс электоральной подвижности в 90-е годы характеризовался следующими показателями
Страна
Индекс электоральной подвижности
Австрия
7,45
Бельгия
7,10
Болгария
20,00
Чехия
19,90
Дания
8,90
Финляндия
9,20
Франция
19,15
Германия
6,90
Греция
10,75
Венгрия
25,00
Ирландия
15,05
Люксембург
5,10
Нидерланды
19,55
Польша
27,60
Португалия
10,10
Словакия
25,90
Испания
6,30
Швеция
11,25
Великобритания
5,10
Данные, приведенные в таблице свидетельствуют, что страны различаются по уровню стабильности электоральной поддержки и поведения. Среди них явно выделяются страны, осуществляющие переходные процессы (Болгария, Чехия, Венгрия, Польша, Словакия). Но и среди других стран можно отметить большие различия по данному показателю (сравни Францию с индексом 19,15 и Великобританию и Люксембург с индексами 5,10). Для анализа динамики избирательного процесса используются так же индексы подвижности политических блоков (коалиций) и внутриблоковой подвижности, подсчет которых основан на исходной формуле электоральной подвижности.