Криминологическое изучение преступника неможет быть исчерпывающим исследованием всей сложной комплексной проблемы человека и его деятельности
Преступники как объект и предмет криминологического изучения
Объектом криминологического изучения являются:
во-первых, отдельные лица, совершающие преступления, например, при монографическом их исследовании;
во-вторых, различные контингенты преступников: несовершеннолетние преступники, рецидивисты, корыстные и т. п.;
в-третьих, различные криминологические типы преступников, о которых говорится далее.
Объектом изучения криминолога являются одновременно лица, не совершающие преступлений, ведущие себя устойчиво правомерно. Это важно при использовании метода контрольной группы и выявлении отличий характеристик преступников от характеристик не воображаемых или идеальных людей, а реальных, формировавшихся в тех же условиях метамакросреды, среды среднего уровня.Таким образом, возникает задача вычленения круга тех характеристик, которые позволяют выявить ближайшие к преступлению и преступности причинные связи, причинные комплексы, цепочки. При необходимости для углубления их анализа криминолог обращается к другим специалистам, передавая им необходимую информацию в своеобразной исследовательской эстафете.
Наиболее распространенным в криминологии является выделение шести групп признаков:
1) социально-демографические признаки;
2) уголовно-правовые признаки;
3) социальные проявления в разных сферах жизнедеятельности, или иногда говорят о социальных связях;
4) нравственные свойства;
5) психологические признаки;
6) физические (биологические) характеристики.
Эти признаки в разных сочетаниях встречаются у различных авторов.
Выявление психологических признаков — задача специалистов-психологов и требует специальных познаний, психофизиологических — медиков и биологов.
При анализе ближайших к преступлению причинных цепочек и комплексов допустимо ограничение только
§ социологическим,
§ социально-психологическим и
§ этико-правовым исследованием.
При этом личность преступника изучается одновременно в двух аспектах: с одной стороны, как объект социальных связей и влияний, с другой — как субъект, способный к активной целенаправленной, преобразующей деятельности.
В этом случае традиционно выделяемые и указанные выше характеристики оказываются не вполне удовлетворяющими задачам такого исследования. При анализе уголовно-правовой характеристики, например, выявляются данные о ранее совершавшихся личностью преступлениях. Но ведь важно и другое: в рамках какой именно деятельности личности совершались эти преступления, какие нравственные качества личности в них нашли свое проявление.
Поэтому при изучении личности как определенной целостности в единстве ее сознания и деятельности, во взаимодействии ее с социальной средой предмет изучения стал выглядеть иначе. Учитывались опыт и результаты криминологических исследований.
Стали выделяться характеристики, которые условно можно назвать следующим образом:
объективные: социальные позиции и роли, деятельность личности;
субъективные: потребностно-мотивационная сфера, ценностно-нормативная характеристика сознания.
В рамках первой группы характеристик анализируются ранее выделявшиеся социально-демографические, уголовно-правовые признаки.