Методические указания. Общественного порядка
Общественного порядка
Преступлений против общественной безопасности и
Тема 11. Криминологическая характеристика и профилактикаИзучая данную тему, необходимо уяснить следующие понятия: защита общественной безопасности от преступности, терроризм; актуальность изучения данного явления криминологической наукой; особенности борьбы с отдельными видами преступлений против общественной безопасности; соотнести дефиниции «террор» и «терроризм», указать виды террористических актов.
Анализируя статистические показатели, необходимо определить особенности криминальной ситуации, оценить реальное состояние сил общегосударственной и правоохранительной сфер, основных субъектов защиты общественной безопасности и общественного порядка с целью определения наиболее эффективных мер борьбы с этими видами преступлений; брать во внимание такие показатели, как география преступности и коэффициент преступности, а также ситуацию (экстремальную).
Изучение причин преступности, направленной против общественной безопасности, — своеобразная основа для разработки таких мер борьбы.
Задача 1.
Прочтите описание преступления. Квалифицируйте деяние преступника. Какие меры помогли предотвратить это преступление?
В одном из городов России намечался многолюдный митинг в поддержку мэра, не ладившего с губернатором. Примерно за 3 часа до начала митинга в редакции двух местных газет позвонил неизвестный и сообщил, что если митинг состоится, то он взорвет там, у трибуны, 2 кг тротила. Эту информацию редакции сразу же передали в областное УВД. Оттуда направили в мэрию факс с просьбой отменить митинг. Организовав дополнительные меры безопасности, мэрия митинг не отменила. Он прошел без чрезвычайных происшествий.
Можно ли действия преступников квалифицировать как уголовный терроризм? Почему? А расценивать их действия как политический терроризм? Обоснуйте свой ответ.
Задача 2.
Прочтите описание преступного поведения, Квалифицируйте действия Грошева и Кузина. Проанализируйте криминогенную ситуацию и личности преступников. Возможно ли было предотвратить это преступление?
Грошев и Кузин с целью срыва митинга, посвященного памяти жертв в Чечне, установили в мусорной урне, расположенной в 200 м от места проведения митинга, взрывное устройство и за 10 минут до начала сбора участников митинга взорвали его. В результате взрыва было убито 4 человека, семьранено, повреждено 2 автомобиля и выбиты стекла в ближайших домах.
Задача 3.
Прочтите описание преступления. Проанализируйте личности преступников и причины их преступного поведения. К какому типу преступников относятся Акопов и Багиев?
В г. Владикавказе Акопов и Багиев, вооруженные автоматами, захватили экскурсионный автобус с детьми. За освобождение детей от органов местной власти они потребовали предоставить им самолет для вылета в Израиль и миллион американских долларов. В случае невыполнения предъявленных условий угрожали взорвать автобус вместе с детьми.
Данные требования были удовлетворены. Арестованные израильской полицией после приземления самолета в аэропорту Тель-Авива Акопов и Багиев пытались оказать сопротивление сотрудникам спецслужб.
Назовите необходимые и сопутствующие условия совершения Акоповым и Багиевым преступления.
Квалифицируйте деяние преступников.
Задание 1
Проанализируйте реальное современное состояние преступности против общественной безопасности; уровень и динамику бандитизма, массовых беспорядков, нарушений правил безопасности, незаконного оборота наркотиков, незаконного оборота оружия, преступлений, связанных с их организацией.
Задание 2
Приведите специально-профилактические и уголовно-правовые меры борьбы с терроризмом, массовыми беспорядками, незаконным оборотом оружия, наркотических средств и психотропных веществ.