Методические указания. Тема 1-2. Понятие, предмет, метод и задачи криминологии

0 1 103

Тема 1-2. Понятие, предмет, метод и задачи криминологии. История российской криминологии.
Названная тема является вводной, предваряющей изучение данного предмета, дает общее представление о криминологи­ческой науке, ее методологических основах, основных про­блемах, которые она изучает, о соотношении криминологии с юридическими науками.
Чтобы составить правильное представление о криминоло­гической науке, следует исходить из существования двух на­правлений борьбы с преступностью: уголовно-правового («репрессивного») и собственно криминологического (профи­лактического).
Говоря о предмете криминологии, наряду с основными его элементами (преступность, причины и условия преступности, личность преступника, предупреждение преступлений, жертва преступного посягательства) следует иметь в виду и иные во­просы, изучаемые криминологией в связи с проблемами, со­ставляющими основное содержание ее предмета (история криминологической науки, методика криминологических ис-20
следований, прогнозирование преступности). Поэтому особое значение имеет вопрос об отнесении к предмету криминоло­гии сопутствующих преступности иных антисоциальных («фоновых») явлений — пьянства, алкоголизма, наркомании, токсикомании, аморальных проявлений, семейно-бытовых конфликтов.
Важное значение имеет вопрос о методологических осно­вах криминологической науки. Опираясь на полученные при изучении курса философии знания об основных закономерно­стях социального развития, функционирования общества, следует понять, как философские, социологические катего­рии, закономерности применяются в криминологии, являясь исходными позициями при изучении преступности, ее при­чин, личности преступника и методов предупреждения пре­ступлений.
Чтобы составить себе правильное представление об изу­чаемой науке, надо сопоставить ее с юридическими науками, определить ее место в общей системе научных знаний. В этой связи важны прежде всего характер криминологии как науки; соотношение криминологии с различными отраслевыми юри­дическими науками, в особенности с уголовным правом, ины­ми общественными и естественными науками. Рассматривая эти связи, следует учитывать, что в криминологии применя­ются как методики анализа, используемые другими науками, так и данные, касающиеся ее проблематики. Важно иметь в виду и то, что криминология не только пользуется данными других наук, но и сама обогащает и вооружает другие науки (в т.ч. и юридические) выводами и положениями, часто весьма существенными для них. Все эти вопросы должны быть ус­воены на конкретных примерах соотношения криминологии с другими науками.
Кроме того, обучающиеся должны сами выявить истоки и этапы становления и развития криминологии как науки, попы­таться раскрыть основные криминологические теории.

Вопросы и задания для самоконтроля
1. Понятие и предмет криминологии. Соотношение крими­нологии и юридических наук.
2. История криминологии. Развитие криминологии в России.
3. Значение криминологии для формирования мировоззрения юриста. Влияние криминологии на практику воздействия
на преступность.
4. Когда возникла криминология? Чем было вызвано форми­рование этой науки? Какие задачи стоят перед криминоло­гией?
5. Кому из философов древности принадлежат наиболее зна­чимые криминологические идеи?
6. Какой политик одним из первых успешно провел широко­масштабный криминологический эксперимент?
 
7. Какова была основная черта практики воздействия на пре­ступность на ранних этапах истории человеческого обще­ства? Какое влияние на эту практику оказала криминоло­гическая мысль?
8. Какую роль в развитии криминологии сыграли исследова­ния Ч. Ломброзо и его последователей?
9. Каким было отношение к криминологии в России в начале
XX в.? 1G. Как развивалась криминология в нашей стране в XX в.?
11.В чем заключается научное и практическое значение кри­минологии?
12.Как вы понимаете тезис Платона о том, что «преступность — болезнь общества»?
13.Э. Дюркгейм рассматривал преступность как социальную норму. Оцените корректность такого понимания преступно­сти. Означает ли это, что преступность — вечное явление?
14.Охарактеризуйте антропологическую концепцию Ч. Лом­брозо.
15.Какие изменения претерпела теория Ч. Ломброзо в иссле­дованиях его последователей (Э. Ферри,. Ш. Глюк)?

16.Имеет ли антропологический подход к анализу преступно­сти какую-либо научную и практическую ценность?
17.В чем сущность теологического подхода к пониманию преступности?
18.Имеет ли теологический подход в криминологии научную
и практическую ценность?
Задание 1
Подготовьте выступление и проведите беседу в учебной аудитории на тему «Что такое криминология?’».
Задание 2
В литературе можно встретить различные определения криминологии:
— наука, исследующая область общественных отношений, возникающих в связи с существованием преступности как относительно массового социального явления классового общества;
— общетеоретическая наука о преступности, исследующая с позиций диалектического и исторического материализма
Задание 3
Покажите на примерах применение в криминологической науке следующих принципов и категорий научного познания:
— принцип историзма:
— диалектический закон единства и борьбы противополож­ностей;
— философские категории явления и сущности;
— диалектический закон всеобщей взаимосвязи и взаимоза­висимости явлений.
Задание 4
Какое из приведенных ниже высказываний о характере криминологической науки представляется вам правильным
(ответ обоснуйте)?
Криминология — часть науки уголовного права, так как она зародилась в недрах этой науки, пользуется ее понятиями и категориями; учение о преступности и ее причинах неотде­лимо от учения о преступлении и уголовной ответственности. Криминология есть наука юридическая. Криминология как наука сочетает в себе право и социо­логию.
По своим задачам, приемам и методам исследования кри­минология — это социология; по специфичности круга изу­чаемых явлений — это криминальная судебная социология.
Задание 5
Покажите на конкретных примерах значение криминоло­гии для практической деятельности различных служб и под­разделений органов внутренних дел.
Задание 6
Раскройте состояние криминологической науки в России в современный период.
 
 
Тема 3-4. Преступность и ее характеристики. Детерминанты преступности

Дополнительные материалы:
Подписаться
Уведомление о
0 Комментарий
Встроенные отзывы
Посмотреть все комментарии