Общая характеристика конституционно-правового статуса главы государства

319

Тема 9. Конституционно-правовой статус главы государства.
Цели занятия:
 
— знать юридические формы главы государства;
— знать, какие функции и полномочия специфичны для главы государства;
— уяснить в чем сходство и различие статусов монарха и президента при различных формах правления;
 
Учебные вопросы:
 
1. Общая характеристика конституционно-правового статуса главы государства;
2. Глава государства – монарх;
3. Глава государства – президент;
4. Функции и полномочия главы государства.
 Глава государства – это должностное лицо или реже коллегиальный орган, выступающий символом единства нации, а также официальным представителем государства внутри страны и в международных отношениях.
Глава государства является существенным звеном в механизме государственного управления обществом зарубежных. Он как бы вен­чает всю систему органов власти и управления, и юридически ему в этой системе отводится первое место. Хотя следует сразу оговориться и отметить, что фактическая роль главы государства в большинстве слу­чаев отнюдь не соответствует столь высокой букве закона. Юридически глава государства во многих зарубежных странах почти всемогущ и все­силен, а практически может быть низведен до положения некоего сим­вола, т.к. лишен реальных возможностей воздействовать на государствен­ную политику. Это характерно для всех парламентарных государств, т.е. парламентарных монархий и парламентарных республик (Великобри­тания, Германия, Италия, Япония, Скандинавские страны и др.).
В подавляющем большинстве зарубежных стран функции главы государства поручаются единоличному органу. В зависимости от фор­мы правления, это либо президент, либо монарх. Что касается наро­дов, проживающих в государствах с монархической или республиканс­кой формами правления, то они именуют себя соответственно поддан­ными его или ее величества короля, императора, шейха и т.д., респуб­лик — гражданами.
Из средневековья пришла к нам традиция единоличного главы государ­ства. Первоначально это был монарх. Затем в ряде государств, установивших республиканскую форму правления, главой государства стал президент. В отдельных странах сложились своеобразные формы данного ин­ститута.
Ныне существуют, например, такие его формы, как:
1) единоличный монарх, унаследовавший свою должность (например, в Ве­ликобритании, Японии, Испании, Бельгии, Нидерландах, Марокко);
2) единоличный монарх, назначенный своей семьей — правящей дина­стией (например, в Саудовской Аравии);
3) единоличный монарх федеративного государства, выбранный на ус­тановленный период монархами субъектов федерации из своей среды (напри­мер, в Малайзии, Объединенных Арабских Эмиратах);

4) единоличный президент, выбранный народом, парламентом или пред­ставительной коллегией на установленный срок (например, в США, Герма­нии, Италии, Индии, Китае);
5) коллегиальный орган, выбранный парламентом на установленный срок; при этом отдельные полномочия главы государства, которые невозмож­но осуществлять коллегиально, как, например, прием верительных грамот иностранных дипломатических представителей, передаются председателю коллегиального органа (например, на Кубе);
6) глава правительства, осуществляющий также функции главы госу­дарства (например, в землях Германии);
7) представитель британского монарха в государствах, имеющих ста­тус британского доминиона, то есть признающих главой государства британского монарха (например, в Канаде, Австралии, Новой Зеландии, на Барбадосе);
8) единоличный или коллегиальный глава государства, узурпировавший власть в государстве, обычно без установления срока.
Конституционное право зарубежных стран рассматривает обычно главу государства как носителя высшей исполнительной власти и как выс­шего представителя государства в сфере международных отношений. Так, ст. II (раздел 1) Конституции США 1787 года гласит: «Исполнительная власть осуществляется Президентом Соединенных Штатов Америки…». На широкие властные полномочия указывает и Конституция Испании 1978 года, в ст. 56 которой мы читаем: «1. Король является главой Испан­ского государства, символом его единства и постоянства. Он гарант пра­вильного функционирования государственных институтов; осуществля­ет высшее представительство Испании в международных отношениях, особенно с нациями, с которыми она связана исторически, а также осу­ществляет функции, которые ему представлены Конституцией и Законом».

Как уже отмечалось выше, между теми широкими полномочиями, которыми наделяется глава государства конституцией, и той реальной ролью, которую он играет в общественно-политической жизни конк­ретной страны, нередко бывает разрыв. Он зависит от ряда факторов и прежде всего от формы правления, политического ре­жима и социально-политической обстановки в стране, от историческо­го этапа и уровня социально-экономического развития страны, от того положения, которое занимает глава государства в деловом мире своей страны, а у президентов — и от порядка их избрания. Более широкими и реальными властными полномочиями обладает глава государства тех стран, где он одновременно является носителем исполнительной влас­ти и возглавляет правительство (США, Франция, Чехия). В гораздо меньшей степени его реальное воздействие и влияние на формирование го­сударственной политики заметны в парламентарных монархиях (Вели­кобритания, Япония) и парламентарных республиках (ФРГ, Италия, Вен­грия). Однако нельзя данный тезис рассматривать как обязательную за­кономерность, поскольку на различных этапах исторического и соци­ально-экономического развития зарубежных государств в зависимости от меняющихся методов осуществления власти один из вышеназван­ных факторов может иметь решающее значение, а другие — протекать в сглаженной форме. Так, в современной Испании, которая по форме прав­ления является парламентарной монархией, глава государства — король занимает весьма заметное место в решении социально-экономических и политических проблем своей страны.
 

Смотрите также:
Подписаться
Уведомление о
0 Комментарий
Встроенные отзывы
Посмотреть все комментарии