Общее (общесоциальное) предупреждение преступ­ности и участие в нем криминологов

0 447

Содержание предупредительной деятельности, ее виды и этапы
Тема — 10. Предупреждение преступности
 
Учебные вопросы:
1. Содержание предупредительной деятельности, ее виды и этапы
2. Общее (общесоциальное) предупреждение преступ­ности и участие в нем криминологов
3. Специальное предупреждение преступности
4. Субъекты предупреждения преступности
 Предупреждение преступности буквально означает пре­дохранение2 людей, общества, государства от преступлений. Исторические корни данного вида социальной практики ухо­дят далеко в глубь веков: с появлением первых уголовно-правовых запретов и преступлений, как деяний, совершае­мых вопреки им, стали действовать меры не только кара­тельного, но и предупредительного противодействия.
В настоящее время предупреждение преступности пред­ставляет собой сложный комплекс разнообразных мер упре­ждающего воздействия.
По признаку целеполагания (или уровню) принято вы­делять общесоциальное (или общее) и специальное преду­преждение преступности.
В случае общего предупреждения речь идет о том, что позитивное развитие общества, совершенствование его эко­номических, политических, социальных и иных институтов, устранение из жизни кризисных явлений и диспропорций, питающих преступность, объективно способствуют ее пре­дупреждению (путем ограничения сферы действия, сниже­ния уровня, уменьшения вредных последствий и т. д.).
При этом цель предупреждения преступности, скажем, перед экономическими преобразованиями специально не ста­вится. Но эти преобразования, осуществляемые ради других (может быть, более высоких) целей, способствуют, напри­мер, вытеснению из жизни общества или уменьшению мас­штабов таких явлений, как нищета, безработица, детская беспризорность, бытовая неустроенность. Точно так же не ради борьбы с преступностью осуществляется развитие ду­ховной культуры, но повышение ее уровня, несомненно, влия­ет на нравы, взгляды, интересы, мотивы действий людей и многое другое, от чего зависит их выбор между добром и злом, законопослушным и противоправным поведением.
В отличие от общих, специальные предупредительные меры осуществляются целенаправленно в интересах преду­преждения преступности.
По стадиям принято выделять непосредственное преду­преждение, предупреждение рецидива преступлений.
Более значимо, с практической точки зрения, выделе­ние в предупреждении преступности таких стадий (этапов), как профилактика, предотвращение, пресечение. Причем сра­зу следует оговориться, что это разграничение проводится главным образом применительно к специальному предупре­ждению преступности.
Под предотвращением понимается деятельность, направ­ленная на недопущение замышляемых или подготавливаемых преступлений. Это качественно иная ситуация в генезисе пре­ступного поведения: опасность совершения преступления воз­никает не вследствие того, что, например, конкретное лицо не работает, испытывает материальные затруднения и в то же время систематически пьянствует, а из-за того, что оно уже выбрало объект для совершения кражи, провело на нем «раз­ведку», начало изготавливать соответствующие технические приспособления и т. д.

Очевидно, что меры по недопущению в этих случаях преступлений будут существенно различаться (по субъектам, характеру, последствиям и другим признакам). В частности, если в первом случае уместны профилактические беседы работников милиции, оказание помощи в трудоустрой­стве, лечении от алкоголизма, то во втором — предотвраще­нию замышляемого или подготавливаемого преступления луч­ше всего могут способствовать усилия лиц, сотрудничающих с милицией на конфиденциальной основе.
Наконец, пресечение — это действия, обеспечивающие пре­кращение уже начатых преступлений на стадии покушения либо последующих эпизодов при длящихся или так называе­мых серийных преступлениях. Здесь ситуация ближе всего к достижению преступного результата, и содержание мер по от­вращению вреда или опасности будет уже иным (например, устройство засады, задержание преступника с поличным).
Цель во всех случаях одна — не допустить совершения преступления либо его повторения.
С учетом специфики рассмотренных стадий должны ре­шаться многие вопросы организации, стратегии и тактики предупреждения преступности: от специализации профес­сиональной подготовки кадров правоохранительных органов, содержания и методики их обучения до выбора в каждом конкретном случае оптимальных, адекватных ситуации форм, средств, приемов предупредительного (т. е. профилактиче­ского, предотвращающего, пресекающего) воздействия.

В заключение о роли, социальной ценности предупреж­дения преступности в жизни общества. Оно представляет собой наиболее действенный путь борьбы с преступностью прежде всего потому, что обеспечивает выявление и устра­нение (нейтрализацию, блокирование) ее корней, истоков. В значительной мере это упреждение самой возможности со­вершения преступлений. В процессе предупреждения кри­миногенные факторы могут подвергаться направленному и ненаправленному воздействию тогда, когда они еще не на­брали силы, находятся в зародышевом состоянии и поэтому легче поддаются устранению (нейтрализации, блокированию). Наряду с этим арсенал средств предупреждения преступно­сти позволяет прерывать замышляемую или уже начатую преступную деятельность, не допускать наступления вред­ных последствий посягательств на общественные отношения. Предупреждение преступности дает возможность решать задачи борьбы с нею наиболее гуманными способами, с наи­меньшими издержками для общества, в частности без вклю­чения на полную силу сложного механизма уголовной юсти­ции и без применения такой формы государственного при­нуждения, как уголовное наказание.
 Общее (общесоциальное) предупреждение преступности реализует антикриминогенный потенциал общества в целом, всех его институтов.
Специфика переходного периода такова, что в различ­ных сферах социальной жизни более заметны кризисы, дис­пропорции, другие негативные явления, детерминирующие преступность, нежели факторы, изначально противостоящие ей. Тем более невозможна в нынешних условиях трактовка общесоциального предупреждения преступности в прежних понятиях и измерениях.
Из этого, конечно, не следует, что общесоциальное предупреждение преступности стало невозможным, бессмыс­ленным или бесполезным. Скорее наоборот: признание того, что преступность является уже прямой и очень серьезной угрозой национальной безопасности, актуализирует значе­ние и роль данного вида предупредительной деятельности. В этом одно из существенных проявлений саморегулирующего начала в жизни общества. В нынешней российской действи­тельности, несмотря на сложности и трудности переходного периода, появляются дополнительные (в принципе не новые, но основательно забытые) возможности противостояния пре­ступности на общесоциальном уровне, например, связанные с позитивными сторонами рыночных преобразований или нравственными ценностями религиозных конфессий.
Остается незыблемым тезис об определяющем, базис­ном характере подсистемы общесоциального предупрежде­ния в ряду всех мер упреждающего противодействия пре­ступности.
Сохраняются, хотя во многом проявляются по-новому, следующие признаки мер общего предупреждения: масштаб­ность; всеохватывающий и разносторонний характер, ком­плексность и взаимозависимость, непрерывность, радикаль­ность. Благодаря этим характеристикам общее предупреж­дение представляет собой основу, фундамент специального предупреждения — упреждающего противостояния преступ­ности.
Общее (общесоциальное) предупреждение охватывает крупные, имеющие долговременный характер виды социаль­ной практики в самом широком смысле этого слова. Например, в сфере экономики — это развитие производства на основе современных технологий, продуманная налоговая, структурная и инвестиционная стратегия, справедливое перераспределе­ние собственности, укрепление национальной валюты и всей финансовой системы, снижение инфляции и многие другие аспекты совершенствования экономических, а также тесно связанных с ними распределительных отношений.
В сфере политической — это становление и развитие но­вой российской государственности, упрочение демократии и начал федерализма; укрепление всех ветвей власти, реализа­ция политической воли противостояния социально негативным явлениям и процессам в условиях многопартийности.
В сфере социальной (в узком смысле этого слова) большое антикриминогенное значение имеют меры, направленные на усиление социальной ориентации преобразований:
§ устранение резкого социального расслоения общества; поддержка мало­имущих граждан;
§ укрепление семейных устоев; обеспечение надлежащих условий для социализации личности, преодоле­ние ее социального отчуждения;
§ ограничение негативных по­следствий безработицы, вынужденной миграции людей и т. п.
Что касается духовной сферы жизни, то нравственность всегда противостоит преступности, а безнравственность интен­сивно продуцирует ее. Если общество в целом, государство, его структуры, а также отдельные люди руководствуются идеями добра и справедливости, живут по законам нравственности, то они могут успешно противостоять криминогенному прессу эко­номической разрухи, социальных бедствий, других кримино­генных факторов базисного, глубинного характера.
Общесоциальное предупреждение действует и в право­вой сфере. Это, например, совершенствование законодатель­ства, прямо не нацеленного на предупреждение преступно­сти, а имеющего предметом правовое регулирование разно­образных общественных отношений иного характера, (тру­довых, семейных и т. д.), которые, будучи нормативно неупо­рядоченными, могут играть криминогенную роль.
Таким образом, меры общесоциального предупреждения имеют исключительно широкий диапазон, они воздействуют практически на все виды, группы, разновидности причин, условий и других детерминант преступности. Многоаспект­ный, комплексный характер предупреждения преступности наиболее ярко проявляется именно на общесоциальном уровне. При этом сильной стороной общесоциального предупрежде­ния является взаимосвязь различных по содержанию мер (экономических, социальных, культурно-воспитательных, правовых и др.), а также способность на основе взаимного дополне­ния (поддержки, обогащения) не просто суммировать эффект антикриминогенного воздействия, а придавать ему новое, не­сравненно более высокое в смысле результативности качество.
Основная ударная сила общесоциального предупреждения направлена на причины, условия, иные детерминанты преступ­ности, во всем их многообразии, включая «причины причин».
Издержки, теневые стороны крупномасштабных обще­социальных мер проявляются в одних случаях как возмож­ность (абстрактная или реальная), в других — как состояв­шаяся наличность, факт социального бытия или обществен­ного сознания. Здесь очень важно не упустить время: чем раньше начнется предупредительное воздействие на крими­ногенные факторы, тем больше у него шансов на успех.
Следует подчеркнуть особую роль и значимость своеоб­разного криминологического сопровождения крупномасштаб­ных социальных явлений и процессов. Этим целям служит прежде всего криминологическая экспертиза, которая пред­ставляет собой изучение, анализ, оценку ее предмета — эко­номических, социальных, культурно-воспитательных и иных мероприятий с целью определения их возможного или суще­ствующего влияния на преступность, ее причинный комплекс, тенденции, качественно-количественные характеристики, по­следствия, другие криминологически значимые показатели.
Чаще всего понятие «криминологическая экспертиза» упот­ребляется применительно к законотворческой работе. В дей­ствительности наряду с законопроектами криминологической экспертизе могут подвергаться проекты концепций, федераль­ных и региональных целевых программ, различного рода ос­новных положений, основных направлений и других докумен­тов. Предпочтительнее проводить экспертизу на стадии разра­ботки и обсуждения проектов, когда в них легче внести необхо­димые с криминологических позиций коррективы, изменения и дополнения. Однако возможна экспертиза уже состоявшихся (принятых, утвержденных) решений. Нельзя отрицать возмож­ности и целесообразности экспертизы криминальной ситуации в целом, а также отдельных ее параметров.
Если в процессе проведения криминологической экспер­тизы появится необходимость участия не только криминоло­гов, но и экономистов, политологов, демографов, психологов, педагогов, других специалистов, может быть принято реше­ние о междисциплинарной или комплексной экспертизе.
По результатам экспертного исследования составляется заключение, представляющее собой научно обоснованные криминологические рекомендации и предложения, реализация которых призвана способствовать предупреждению пре­ступности. В частности, эксперты могут рекомендовать раз­вить, дополнить, конкретизировать позитивные стороны планируемых или уже проводимых мероприятий с целью уси­ления их антикриминогенного потенциала или, наоборот, снять, устранить какие-то положения, которые могут откры­вать простор для действия криминогенных факторов и тем самым способствовать совершению преступлений.
Назначение и проведение криминологических экспертиз должны иметь правовую основу, законодательное закрепление.
Наряду с криминологическими экспертизами криминоло­ги включаются в общесоциальное предупреждение преступно­сти в иных формах. В частности, они принимают участие в качестве консультантов в планировании социального развития регионов, отраслей, отдельных объектов, в разработке и реа­лизации федеральных и региональных целевых программ, уча­ствуют в разработке проектов законов, направленных на борь­бу не только с преступностью, но и такими фоновыми явления­ми, как пьянство и алкоголизм, проституция, наркотизм и др.
 

Смотрите также:
Оставить комментарий