Правление Ярослава Мудрого
Вторая междоусобица на Руси. 15 июля 1015 г. великий князь Владимир Святославич скончался, прожив немногим более 50 лет. Он разболелся, собираясь в поход на Новгород. Правивший там его сын Ярослав отказался платить дань Киеву. За поддержкой, как ранее и сам Владимир, он обратился к варягам. Север снова поднялся против Юга. Это была вторая крупная междоусобица на Руси. В дальнейшем они возникали ещё много раз, что объяснялось огромной территорией восточнославянского государства, разным уровнем развития его частей. Едва на Руси ослаблялась центральная власть — из-за смерти сильного, энергичного правителя или в связи с поражениями от внешних врагов, как государство теряло единство и начиналась внутренняя борьба за власть. Появление волевого великого князя вновь сплачивало государство. Это происходило, как правило, силой.
Так случилось и после смерти князя Владимира. Отделился Новгород, Киеву перестало подчиняться Тмутараканское княжество, где правил сын Владимира Мстислав, Полоцк попытался сбросить власть великого князя. Печенеги, узнав о смерти Владимира, усилили свой натиск на русские земли. Польский король Болеслав I вознамерился вернуть Червенские города, захваченные в своё время Владимиром.
Монета времён Ярослава Мудрого
Власть в Киеве вопреки воле отца захватил Свято- полк, старший, приёмный сын Владимира, женатый на польской принцессе. Владимир же собирался передать престол сыну Борису. Как и младший Глеб, он
родился в христианском браке от византийской принцессы Анны, а потому считался, вероятно, единственным законным наследником престола. Владимир выделял его среди других сыновей, любили его и киевляне. В момент внезапной смерти отца Борис был далеко от Киева — вёл отцовскую дружину против прорвавшихся на Русь печенегов.
Тем временем Святополк, опираясь на своих сторонников в столице и воспользовавшись отсутствием отцовской дружины, организовал пышные похороны Владимира, а потом принялся одаривать киевлян деньгами, дорогими тканями, вещами. Но гонцы уже скакали в степь — к Борису, в Новгород — к Ярославу, в Тмутаракань — к Мстиславу с известием о захвате Киева Святополком. На Руси начиналась междоусобица. Святые Борис и Глеб. Не обнаружив печенегов, Борис возвращался в Киев. Тут он и получил известие о смерти отца, вокняжении Святополка и намерении киевского князя убить его. Дружинники уговаривали Змеевик «Борис и Бориса идти на Киев и взять власть в свои руки, но тот Глеб». XII—XIII вв. отказался.
Перед юным князем встал вопрос: начать ли междоусобную борьбу или повести себя, как подобает доброму христианину. Борис пришёл к выводу, что власть не стоит крови людей: «А ведь всё это преходяще и непрочно, как паутина. Куда я приду по отшествии своему из мира этого? Что приобрели братья отца моего или отец мой? Где их жизнь и слава мира сего, и багряницы, и пиры, серебро и золото, вина и меды, яства обильные, и резвые кони, и хоромы изукрашенные и великие, и богатства многие, и дани, и почести бесчисленные, и похвальба боярами своими? Всего этого будто и не было: всё с ними исчезло Лучше мне одному умереть, нежели губить столько душ».
Разочарованная дружина разбрелась по домам, а Борис остался в лагере, раскинувшемся неподалёку от Киева на реке Альте.
Утром 24 июля 1015 г. сообщники Святополка окружили шатёр князя и, услышав его молитву, на мгновение смутились духом, но потом разметали
охрану и пронзили шатёр копьями. Когда завёрнутое в шатёр тело привезли к Святополку, Борис ещё дышал. На глазах Святополка Бориса добили мечами.
К муромскому князю Глебу, родному брату Бориса, Святополк срочно направил гонцов с просьбой прибыть в Киев, т.к. отец тяжело болен. Не заподозривший коварства, Глеб с небольшой охраной в ладье отправился в путь. На реке его настигли и убили люди Святополка.
Когда Глеб увидел, что ладья с убийцами подплывает к его лодке, он взмолился: «Не трогайте меня, братья мои милые и дорогие никакого зла вам не причинившего Пожалейте мою юность, смилуйтесь!» Когда же убийцы расправились с отроками Глеба и окружили его, он опустился на колени и начал молиться. В это время его и убили.
Смерть юных братьев потрясла русское общество. Борис и Глеб стали символами праведности и мученичества во славу Руси. Оба князя уже в XI в. были причислены к лику святых мучеников.
i у