Толкование норм права. Способы изложения правовой нормы

266

Правотворчество.
Способы изложения правовой нормы.
Нормы права
Это установленные и охраняемые государством общеобязательные правила поведения, из которых вытекают права и обязанности участников общественных отношений.
Структура правовой нормы показывает из каких элементов состоит норма и как эти элементы связаны между собой.
Структура правовой нормы:
1. Гипотеза – это условия, при котором следует руководствоваться данной нормой.
2. Диспозиция – собственно, правило поведения, права и обязанности, вытекающие из гипотезы.
3. Санкция – мера ответственности за нарушение правил поведения, предусмотренных диспозицией.
Иначе эти элементы называют: Гипотеза – «если» Диспозиция – «то» Санкция – «иначе»1. Прямой – логическая структура нормы права совпадает со структурой статьи НПА. Все три элемента (гипотеза, диспозиция, санкция) правовой нормы умещаются в одну статью.
2. Отсылочный – имеется отсылка к другим родственным статьям этого же НПА, который содержит недостающие сведения.
3. Бланкетный – недостающие элементы нужно искать в другом или в других НПА, отсылки конкретной статьи нет.
Норма права – логически завершенное правило поведения. Статья закона – это форма его изложения. Норма права нетождественна статье закона. В статье закона может содержаться только часть нормы, а норма права может излагаться в нескольких статьях одного нормативно-правового акта.
Классификация норм права.
1. По сферам общественной жизни
a. Нормы государственного
b. Административного
c. Гражданского
d. Семейного и т.д.
2. По функциям права
a. Регулятивные – организация общественных отношений путем установления правил поведения, предоставления субъективных прав и возложения юридических обязанностей.
b. Охранительные – защита положительных и вытеснение вредных для общества явлений. Устанавливается совершение запретов на совершение определенных действий, и реально применение санкций за нарушение указанных запретов.
3. По характеру правил поведения
a. Обязывающие – нормы, которые предписывают субъекту совершение определенных действий.
b. Запрещающие – определенные запреты на совершение определенных действий.
c. Управомочивающие – эти нормы предоставляют субъектам определенные права или возможности совершать положительные действия.Это деятельность по осознанию действительного содержания правовых норм.
1. Официальное
a. Судебное
b. Административное
c. Нормативное.
d. Казуальное.
2. Неофициальное
a. Обыденное
b. Доктринальное
Официальное толкование дается компетентным органом, формулируется в официальных актах (документах), которые этот орган издает. Является обязательным. Подразделяется на:

1. В зависимости от субъекта толкования
a. На судебно-административное Судебное – судебным органом, административное – органами соц. обеспечения и т.д.
b. Нормативное. Носит обязательное значение, распространяется на все случаи и на всех лиц. Может исходить из того органа, который принял разъясняемую норму или иначе его называют аутентичное.
c. Казуальное. Рассматривается в связи с рассмотрением конкретного дела и формально-обязательно только для данного случая.
Обыденное толкование – исходящие от обычных граждан. Доктринальное – исходящее от ученых-правоведов и специалистов в области юриспруденции.
 
2009.04.06

1. Сфера личной свободы
2.
3. Социально-экономическая сфера
a. Свобода предпринимательской деятельности
b. Частной собственности и наследования
c. Свободный труд и отдых
4. Сфера культуры
a. Охрана здоровья
b. Образование
c. Право на благоприятную окружающую среду
5. Сфера правосудия
a. Право на судебную защиту
b. Получение квалифицированной юридической
 
Президент Российской Федерации.
Он гарант конституции, прав и свобод человека и гражданина. Определяет направление внутренней и внешней политики России. Представляет нашу страну на международной арене.
В области безопасности обороны – он верховный главнокомандующий, формирует и возглавляет совет безопасности. Назначает и освобождает высшее командование вооруженных сил России. Присваивает высшие воинские звания. Принимает решение о назначении референдума, решает вопросы гражданства и предоставления политического убежища. Решает вопросы помилования.

Президентом может стать гражданин РФ не моложе 35 лет, официально проживающий на территории РФ не менее 10 лет, избирается на срок 6 лет (поправка от 2008года). Одно и то же лицо не может занимать должность президента больше 2-х сроков подряд. Порядок выбора президента РФ определяется федеральным законом «О выборе президента РФ». Выборы проводятся только в том случае, если зарегистрировано не менее 2-х кандидатов. Избранным становится кандидат, получивший более половины голосов избирателей. Если ни один из кандидатов не набрал более половины голосов, то проводится повторное голосование по двум кандидатам (которые набрали большее количество голосов). Повторное голосование может проводиться по одной кандидатуре.
Повторные выборы:
1. Если выборы признаны несостоявшимися или недействительными.
a. Несостоявшимися – если в избирательном бюллетене было включено 2 кандидата и ни один из них не набрал абсолютного большинства. Если все кандидаты выбыли до проведения повторного голосования. Если при повторном голосовании по одной кандидатуры за ней проголосовало менее 50% избирателей.
b. Недействительными – если имело место нарушение при проведении голосования.
Президент обеспечен взаимодействием с:
1. Правительством. С согласия гос. дума назначается председатель правительства. Назначает кандидатов федеральных министров, принимает решение об отставке правительства, имеет право председательствовать на его заседаниях.
2. С федеральным собранием, парламентом. Назначает выборы в гос. думу. Подписывает и обнародует законы, обращается к федеральному собрание с ежегодным посланием.
3. С судебной властью. Участвует в формировании высших органов судебной власти.

Смотрите также:
Подписаться
Уведомление о
0 Комментарий
Встроенные отзывы
Посмотреть все комментарии