Учебно-методический комплекс. Министерство образования и н
Криминология
Комплекс
Учебно-методический
Криминология
М. В. Шайкова
Курск 2011
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Курский государственный университет»
Кафедра уголовного права и процесса
Курск 2011
Печатается по решению Редакционно-издательского совета университета
УДК 343.9
ББК 67.51я7
Ш 12
Рецензенты:
И.Б. Лагутин, кандидат юридических наук, доцент;
А В.Самойлов, кандидат юридических наук, доцент.
Шайкова М.В.
Криминология: Учебно-методический комплекс [Текст] / сост. М.В. Шайкова. – Курск: Курск. гос. ун-т, 2011. – 94 с.
Автор:
Шайкова Марина Витальевна – кандидат юридических наук, доцент кафедры уголовного права и процесса Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Курский государственный университет».
В состав представленного учебно-методического комплекса входят рабочая программа, а также материалы, способствующие оптимальной организации учебного процесса по курсу «Криминология» и усвоению студентами юридического факультета, изучающими данный курс, информации, касающейся общих вопросов криминологии.
Учебное пособие составлено с учетом требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по курсу «Криминология».
ã Шайкова М.В., 2011.
ã Курский государственный университет, 2011.
ССОДЕРЖАНИЕ
I.Пояснительная записка…………………………………………………………..4
II. Содержание курса………………………………………………………………..6
III. Содержание семинарских занятий……………………………………………..20
IV. Содержание самостоятельной работы студентов……………………………..29
V. Задания в тестовой форме……………………………………………………….74
VI. Перечень вопросов к экзамену………………………………………………….82
VII. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины…………………………………………………………………………..84
VIII.Схема распределения учебного времени по видам работы…………………88
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Криминология является одной из основных уголовно-правовых дисциплин, изучаемых в высших учебных заведениях на юридическом факультете. Преподается она, как правило, после того, как студентами уже изучены такие дисциплины, как уголовное право, уголовный процесс, криминалистика, уголовно-исполнительное право. Криминология как комплексная наука использует базовые данные всех вышеуказанных отраслей права. Кроме того, являясь наукой социально-правовой, она предполагает знание основных понятий и категорий философии, социологии, статистики, экономики, педагогики, психологии, психиатрии, прогностики, демографии, что требует у студентов определенного уровня общетеоретической подготовки. Криминологические знания необходимы сотрудникам правоохранительных органов, всех юридических служб, поскольку профилактика преступления является их общей задачей.
Изучение криминологии — необходимая предпосылка профессионального становления будущих юристов.
Цель дисциплины «Криминология» заключается в формировании у студентов знаний, умений и навыков, позволяющих им познавать и оценивать явления и процессы, связанные с преступностью и мерами воздействия на нее. Достижение указанной цели предполагает решение следующих основных задач:
— дать новые знания по основным проблемам криминологической науке;
— раскрыть сущность понятий – предмет, методология и методика место криминологии в системе научных знаний;
— пополнить знания по преступности, ее причинах, условиях, личности преступника и механизме формирования антиобщественного поведения;
— привить умение и навыки, необходимые для организации и проведения криминологических исследований, прогнозирование преступности, разработки планов мероприятий по борьбе с этим негативным явлением.
В результате изучения дисциплины студенты должны:
Знать:
— особенности личности совершающих преступления и их жертв, причины и условия преступности и индивидуального преступного поведения, механизм преступного поведения и его детерминанты;
— о закономерностях, связях и отношениях в криминальной среде, состоянии, структуре, динамике и территориальной распространенности преступности, ее отдельных видах и типах в стране и за рубежом.
Уметь:
— измерять преступность и устанавливать ее взаимосвязи с другими явлениями и процессами, владеть приемами расчета необходимых статистических и иного рода показателей, в том числе с использованием ЭВМ;
— разрабатывать программы эмпирических криминологических исследований на заданную тему, организовывать и непосредственно осуществлять их реализацию, в т.ч. осуществлять поиск, обработку, анализ и интерпретацию соответствующей информации;
Иметь навыки:
— осуществлять научное прогнозирование основных тенденций развития преступности и ее структурных составляющих, других криминологически — значимых факторов;
— планировать и осуществлять правоохранительную деятельность, в том числе по предупреждению (профилактике) отдельных видов преступности и групп преступлений.
II. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Раздел 1. Общая часть.