Вопрос 3. Факультативные этапы законодательного процесса
Факультативные этапы законодательного процесса возникают при появлении разногласий между различными участниками законодательного процесса. Таких ситуаций, по общему правилу может быть две: отклонение федерального закона СФ РФ и наложение Президентом РФ вето.
При отклонении ФЗ у ГД РФ есть несколько возможностей:
Ø Принять закон в прежней редакции без изменений, для чего проводится второе голосование, на котором требуется получить 2/3 + 1 голос «за»;
Ø Принять закон простым большинством в новой редакции, в таком случае принятый закон будет рассматриваться СФ РФ заново;
Ø Принять закон с теми изменениями и дополнениями, которые предлагает СФ РФ простым большинством голосов. Однако такой закон после принятия ГД РФ все равно будет предметом рассмотрения СФ РФ.
Ø Создать совместно с СФ РФ согласительную комиссию на паритетных началах для преодоления возникших разногласий. В согласительную комиссию могут быть включены (при необходимости) представители Президента РФ и Правительства РФ. В случае, если согласительная комиссия не приходит к консенсусу хотя бы по одному вопросу, комиссия прекращает свою работу и ГД РФ может либо вообще снять закон с рассмотрения, либо преодолеть возражения 2/3 голосов.
При отклонении принятого закона путем наложения вето, Президент РФ обязан указать мотивы такого отклонения и не может вернуть его без рассмотрения (Постановление КС РФ от 22.04.1996). Круг возможных вариантов при наложении президентского вето гораздо шире:
ü Каждая палата Парламента может настаивать на ранее принятой редакции закона без внесения изменений. Тогда каждая из палат преодолевает вето Президента квалифицированным большинством в 2/3 голосов;
ü Обе палаты принимают предложения Президента по изменению текста закона, в таком случае им достаточно простого большинства голосов в каждой палате;
ü Палаты частично учитывают предложения Президента, им также достаточно простого большинства голосов, однако Президент вправе повторно наложить вето;
ü ГД РФ преодолевает вето 2/3 голосов, а СФ РФ решает принять предложения Президента – в таком случае закон не будет принят;
ü ГД РФ принимает предложения Президента, а СФ РФ не согласен с предложениями – закон также не будет принят;
ü Президент считает принятие закона нецелесообразным, и если одна из палат с ним согласна, закон не будет принят;
ü Одна из палат пришла к решению разрабатывать закон в новой редакции – законодательный процесс начинается заново с ГД РФ.
Президентское вето не останавливает законодательный процесс, а лишь добавляет в него новую стадию, смысл которой заключается в поиске варианта текста закона, удовлетворяющего обе палаты Парламента и Президента РФ.
В заключение данного вопроса необходимо еще раз выделить особенности законодательного процесса в РФ для отдельных видов законов.
Особенности законодательного процесса в РФ для ФКЗ:
ü В ГД РФ для принятия ФКЗ необходимо 2/3 +1 голос;
ü В СФ РФ для одобрения ФКЗ необходимо ¾ +1 голос;
ü Президент РФ не имеет права вето для ФКЗ
Законы РФ о поправках к Конституции РФ принимаются в порядке, предусмотренном для принятия ФКЗ, однако после принятия обеими палатами Парламента такой закон должен быть одобрен не менее чем 2/3 S РФ.
Нормативные акты:
ФЗ «О порядке опубликования и вступлении в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат федерального собрания» от 14.06.1994 №5-ФЗ в ред. от 22.10.1999;
ФЗ «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции РФ» от 04.03.1998 №33-ФЗ
Регламент Государственной Думы РФ, принятый Постановлением ГД РФ от 22.01.1998 №2134-II ГД, в ред. от 20.01.2010.
Указ Президента РФ от 23.05.1996 №763 «о порядке опубликования и вступления в силу актов Президента РФ, Правительства РФ и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» в ред. от 28.06.2005;
Указ Президента РФ от 05.04.1994 №662 «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных законов» в ред. от 01.12.1995;
Указ Президента РФ от 11.01.1993 №11 «О порядке опубликования международных договоров РФ» в ред. от 01.12.1995;
Постановление Конституционного Суда РФ от 31.10.1995 №12-П «По делу о толковании статьи 136 Конституции РФ»;
Постановление Конституционного Суда РФ от 23.03.1995 №1-П «По делу о толковании части 4 статьи 105 и статьи 106 Конституции РФ»;
Постановление Конституционного Суда РФ от 22.04.1996 №10-П «По делу о толковании отдельных положений статьи 136 Конституции РФ».