Юридические свойства Конституции. Действие Конституции, порядок её изменения и дополнения

184

В статье 2 Закона «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» дано определение Основного закона. Конституция Республики Беларусь – Основной Закон Республики Беларусь, имеющий высшую юридическую силу и закрепляющий основополагающие принципы и нормы правового регулирования важнейших общественных отношений.
Исходя из данного определения, можно выделить характерные черты Конституции Республики Беларусь. Главной, как видится, является её высшая юридическая сила.
Конституция – это нормативный правовой акт, которому должны соответствовать все остальные акты законодательства. Наличие данного признака неоднократно прослеживается в различных статьях самого текста Конституции.
Важно учитывать то обстоятельство, что законодательное закрепление такого признака не является достаточным для реального действия и обеспечения высшей юридической силы Конституции. Поэтому предусмотрен ряд иных гарантий обеспечения высшей юридической силы: судебный конституционный контроль, конституционный надзор, осуществляемый уполномоченными органами, закрепление прямого действия конституции, конституционно-правовая и иные виды ответственности и пр. Помимо этого важным фактором является правовая культура людей, осознание огромной роли конституции в правовой системе государства.
— Основополагающий, учредительный характер – заключается в том, что Конституция учреждает основы развития общества и государства, регулирует наиболее важные общественные отношения.
— Предмет конституционного регулирования – еще одна отличительная черта Конституции, которая выводит ее на первый план в системе права .
— Реальность, которая обозначает, что Конституция соответствуют фактически существующим общественным отношениям.
— Прямое действие.
Важным свойством любой конституции является её непосредственное действие (либо большей части её норм). Данное свойство основного закона не позволяет превратить его в декларативный, недействующий документ. Оно обеспечивает действие конституции как нормативного правового акта, статьями которого следует руководствоваться всем органам власти, должностным лицам, гражданам и их объединениям, в том числе при рассмотрении конкретных дел в судах и органах исполнительной власти.
Следует отметить, что хотя в Конституции Республики Беларусь данный признак прямо не оговаривается, косвенно это подтверждается в статье 112, которая устанавливает, что суды осуществляют правосудие на основе Конституции и принятых в соответствии с ней иных нормативных актов. Если при рассмотрении конкретного дела суд придёт к выводу о несоответствии нормативного акта Конституции, он принимает решение в соответствии с Конституцией и ставит в установленном порядке вопрос о признании данного нормативного акта неконституционным.

Принцип прямого действия не избавляет субъектов правотворчества в целом ряде случаев от необходимости конкретизировать положения Конституции в законодательстве, принимая нормы как материального, так и процессуального права. Таким образом, исключения из данного правила могут быть предусмотрены в самом тексте Основного Закона, когда для регулирования какого-либо вопроса устанавливается необходимость принятия специального нормативного правового акта, к которому и отсылает Конституция.
Таким образом, в конституции можно различить нормы непосредственного действия и нормы отсылочного характера.
— Стабильность – это длительность действия конституции без внесения существенных изменений. Стабильность конституции основывается на незыблемости самого социального строя, в условиях которого она принимается и который оформляет. Стабильности конституции способствует усложненный порядок ее принятия, а также ее реальность, т.е. соответствие фактической ситуации в государстве.
— Особый порядок принятия и изменения – это специально усложненные процедуры представления проектов, обсуждения и принятия законов о внесении изменений, дополнений в Конституцию.
До внесения изменений и дополнений в Конституцию Республики Беларусь 1994 года вопрос о её пересмотре мог решаться двумя способами: путём рассмотрения Верховным Советом инициативы 150 тысяч граждан или не менее 40 депутатов Верховного Совета, Президента, Конституционного Суда и через референдум (статьи 147, 149).
Согласно действующей редакции Конституции вопрос об изменении и дополнении Конституции рассматривается палатами Парламента по инициативе Президента или не менее 150 тысяч граждан Республики Беларусь, обладающих избирательным правом (статья 138). Изменения и дополнения Конституции могут быть проведены и через референдум (статья 140). А в соответствии с частью третьей статьи 140 Конституции разделы I, II, IV и VIII могут быть изменены только путём референдума.
Таким образом, Конституция Республики Беларусь относится к категории жёстких конституций, изменение которых связано с прохождением более сложной процедуры, чем требуется для принятия обычных законов.

Смотрите также:
Подписаться
Уведомление о
guest
0 Комментарий
Встроенные отзывы
Посмотреть все комментарии