Сложные сообщества людей породили «Великих богов», а не наоборот
Для статистического анализа исследователи использовали банк данных глобальной истории Seshat
Международная исследовательская группа ученых исследовала роль «Великих богов» в возникновении сложных крупномасштабных обществ. «Великие боги» определяются как нравоучительные божества, которые наказывают за этические нарушения.
Вопреки господствующим теориям, команда ученых обнаружила, что вера в великих (больших) богов является следствием, а не причиной эволюции сложных обществ. Результаты опубликованы в текущем номере журнала Nature.
Для статистического анализа исследователи использовали банк данных глобальной истории Seshat, наиболее полный сбор исторических и доисторических данных. В настоящее время Seshat содержит около 300 000 записей о социальной сложности, религии и других характеристиках 500 прошлых обществ, охватывающих 10 000 лет истории человечества.
«В течение многих веков велись споры, почему люди, в отличие от других «животных», сотрудничают в больших группах генетически не связанных между собой индивидов, — говорит директор и соавтор Seshat Питер Турчин из Университета Коннектикута. Такие факторы, как сельское хозяйство, война или религия, были предложены в качестве основных движущих сил.
Одна выдающаяся теория, гипотеза больших или морализирующих богов, предполагает, что религиозные верования были ключевыми. Согласно этой теории, люди с большей вероятностью будут честно сотрудничать, если они верят в богов, которые накажут их, если они этого не сделают то, что от них требуется.
«К нашему удивлению, наши данные сильно противоречат этой гипотезе», — говорит ведущий автор Харви Уайтхаус. «Почти во всех регионах мира, по которым у нас есть данные, нравственные боги, как правило, следуют, а не предшествуют, увеличивая социальную сложность». Тем более, что стандартизированные ритуалы обычно появлялись за сотни лет до того, как боги заботились о человеческой морали.
Такие ритуалы создают коллективную идентичность и чувства принадлежности, которые действуют как социальный клей, заставляя людей вести себя более слаженно. «Наши результаты показывают, что коллективная идентичность важнее для содействия сотрудничеству в обществе, чем религиозные убеждения», — говорит Харви Уайтхаус.
До недавнего времени было невозможно провести различие между причиной и следствием в социальных теориях и истории, поскольку стандартизированные количественные данные по всей мировой истории отсутствовали.
Для решения этой проблемы специалист по общественным наукам Питер Турчин вместе с Харви Уайтхаусом и Питером Франсуа из Оксфордского университета основал проект Seshat в 2011 году. Многопрофильный проект, объединяющий опыт историков, археологов, антропологов, социологов, а также ученых данных в современную базу данных с открытым доступом.
Десятки экспертов по всему миру помогли собрать подробные данные о социальной сложности и религиозных верованиях и практиках из сотен независимых политических единиц, начиная с неолитических анатолийцев (сегодня Турция) в 9600 году до нашей эры.
Сложность общества можно оценить по социальным характеристикам, таким как население, территория и сложность государственных учреждений и информационных систем. Религиозные данные включают в себя наличие убеждений в сверхъестественном соблюдении принципа взаимности, справедливости и лояльности, а также частоту и стандартизацию религиозных ритуалов.
«Проект Seshat позволяет исследователям анализировать сотни переменных, касающихся социальной сложности, религии, войны, сельского хозяйства и других особенностей человеческой культуры и общества, которые меняются во времени и пространстве», — объясняет Питер Франсуа.
«Теперь, когда база данных готова для анализа, мы готовы протестировать длинный список теорий об истории человечества». Это включает в себя конкурирующие теории о том, как и почему люди развивались, чтобы сотрудничать в крупных сообществах миллионов людей.
«Seshat — это беспрецедентное сотрудничество антропологов, историков, археологов, математиков, компьютерщиков и ученых-эволюционистов», — говорит Патрик Сэвидж, автор статьи. «Он показывает, как большие данные могут революционизировать изучение истории человечества».
Опубликованные данные Seshat доступны по адресу seshatdatabank.info/data
Harvey Whitehouse et al, Complex societies precede moralizing gods throughout world history, Nature (2019). DOI: 10.1038/s41586-019-1043-4