Рекурсивный язык и современное воображение появились одновременно
Приобретение PFS и рекурсивного языка 70 000 лет назад привело к тому, что по сути стало новым поведенческим видом
Генетическая мутация, которая замедляла развитие префронтальной коры (ПФК), могла спровоцировать каскад событий, ведущих к приобретению рекурсивного языка и современного воображения 70 000 лет назад.
Эта новая гипотеза выдвинутая доктором Вишедским, нейробиологом из Бостонского университета, может решить давнюю загадку языковой эволюции. Он опубликован в открытом научном журнале Research Ideas and Outcomes (RIO).
Многочисленные археологические и генетические доказательства уже убедили большинство палеоантропологов в том, что речевой аппарат достиг принципиально современных конфигураций, прежде чем человеческая линия отошла от линии неандертальцев 600 000 лет назад. Учитывая, что система связи шимпанзе уже имеет от 20 до 100 различных вокализаций, вполне вероятно, что современное ремоделирование голосового аппарата расширило диапазон вокализаций наших предков на порядки от этой величины. Другими словами, 600 000 лет назад количество различных вербализаций, используемых для общения, должно было соответствовать количеству слов в современных языках.
С другой стороны, артефакты, обозначающие современное воображение и мышление, такие как сложные фигуративные искусства, сложные погребения и строительство жилищ, возникли не ранее, чем 70 000 лет назад. Разрыв в полмиллиона лет между приобретением современного речевого аппарата и современным воображением сбивал ученых с толку на протяжении десятилетий.
Изучая приобретение воображения у детей, доктор Вышедский и его коллеги обнаружили временные ограничения для развития определенного компонента воображения. Стало очевидным, что современные дети, которые в раннем детстве не владели полным языком, никогда не приобретают такой тип активного конструктивного воображения, который необходим для сопоставления ментальных объектов, известный как префронтальный синтез (PFS).
Чтобы понять важность PFS, рассмотрим эти два предложения: «Собака укусила моего друга» и «Мой друг укусил собаку». Невозможно отличить значение по смыслу, используя только слова или грамматику, поскольку и слова, и грамматическая структура идентичны в этих двух предложениях.
Понимание различий в значении и оценка несчастья 1-го предложения и юмора 2-го предложения зависят от способности слушателя сопоставлять два ментальных объекта: друга и собаку. Только после того, как формы PFC сопоставят два разных изображения перед мысленным взором, мы можем понять разницу между этими двумя предложениями.
«Аналогично, вложенные объяснения, такие как «змея на валуне слева от высокого дерева, которое находится за холмом» вынудить слушателей использовать PFS для объединения объектов (змея, валун, дерево и холм) в новую сцену. Гибкая комбинация объектов и вложение (иначе называемое рекурсией) являются характерными чертами всех человеческих языков. По этой причине лингвисты называют современные языки рекурсивными» — говорят ученые.
В отличие от приобретения словарного запаса и грамматики, которые можно выучить на протяжении всей жизни, существует серьезный критический период для развития PFS, и люди, не знакомые с рекурсивным языком в раннем детстве, никогда не могут приобрести PFS во взрослом возрасте.
Их язык всегда испытывает недостаток в понимании пространственных предлогов и рекурсии, которые зависят от способности PFS. Подобным образом, древние люди не смогли бы выучить рекурсивный язык как взрослые и, следовательно, не смогли бы преподавать рекурсивный язык своим собственным детям, которые, в результате, не приобрели бы PFS. Таким образом, наличие сильного критического периода для приобретения PFS создает культурный эволюционный барьер для приобретения рекурсивного языка.
Вторым предсказанным эволюционным барьером была более высокая скорость созревания PFS и, следовательно, более короткий критический период. У современных детей критический период для приобретения PFS заканчивается в возрасте около пяти лет. Если критический период у детей дошкольного возраста закончится к двум годам, у них не будет шансов приобрести PFS. Более длительный критический период был необходим, чтобы предоставить достаточно времени для обучения PFS через рекурсивные разговоры.
Эволюционная математическая модель, разработанная доктором Вишедским, предсказывает, что людям приходилось преодолевать оба эволюционных барьера в течение нескольких поколений, поскольку мутация «задержки PFS», которая встречается у всех современных людей, но не у неандертальцев, является вредной и, как ожидается, будет потеря в популяции без ассоциированного приобретения PFS и рекурсивного языка. Таким образом, модель предполагает, что мутация «задержки PFC» инициировала одновременное синергетическое приобретение PFS и рекурсивного языка.
«Приобретение PFS и рекурсивного языка 70 000 лет назад привело к тому, что по сути стало новым видом: первым поведенчески современным Homo Sapiens», — заключает Андрей Вышедский. «Эта недавно приобретенная способность быстро сопоставлять ментальные объекты в процессе PFS значительно облегчила умственное прототипирование и привела к быстрому ускорению технического прогресса. Вооружившись беспрецедентной способностью мысленно моделировать любой план и в равной степени беспрецедентной способностью сообщать об этом своим спутникам, люди были готовы быстро стать доминирующим видом».
Люди приобрели способность ловить крупных животных и, следовательно, получили большое преимущество в питании. По мере того, как население росло в геометрической прогрессии, люди рассеялись за пределы Африки и быстро обосновались в самых разных районах планеты. Эти люди были очень похожи на современных людей, так как они обладали обоими компонентами полного языка: рекурсивным языком, передаваемым в культуре, наряду с врожденной предрасположенностью к PFS, обусловленной мутацией «задержки PFC».
Andrey Vyshedskiy, Language evolution to revolution: the leap from rich-vocabulary non-recursive communication system to recursive language 70,000 years ago was associated with acquisition of a novel component of imagination, called Prefrontal Synthesis, enabled by a mutation that slowed down the prefrontal cortex maturation simultaneously in two or more children – the Romulus and Remus hypothesis, Research Ideas and Outcomes (2019). DOI: 10.3897/rio.5.e38546