Психология
СОКОЛОВ ЕВГЕНИЙ НИКОЛАЕВИЧ
(23.09.1920, Горький) — отечественный психофизиолог.
Биография.
Поступил в Политехнический институт, но через год обучения — в 1940 г. — был призван в ряды Советской Армии, во время Великой Отечественной войны был военным переводчиком. В 1946 г. завершил учебу а Институте иностранных языков им.М.Тореза, с 1947 г. учился в аспирантуре Института философии АН СССР, где в секторе, которым руководил С.Л.Рубинштейн, проводил исследования восприятия. В 1950 г. защитил кандидатскую диссертацию. С этого же времени работал старшим преподавателем на психологическом отделении философского факультета МГУ и в лаборатории ВНД на биофаке, которым руководил Л.Г.Воронин. Сотрудничал с А.Р.Лурия в Институте дефектологии. Доктор биологических наук, профессор, заведующий кафедрой психофизиологии факультета психологии МГУ. Действительный член АПН СССР (1985).
Исследования.
На основе учения И.П.Павлова об анализаторах и ориентировочной реакции разработал детекторную концепцию восприятия. Им впервые были рассмотрены нейронные механизмы ориентировочного поведения. Разработал сферическую модель цветового зрения, в которой были объединены психофизические и нейронные данные. Дал трактовку памяти как угашения ориентировочного рефлекса. В его экспериментах было показано, что особую рол в речевых реакциях играет функционирование командных нейронов — когда слово становится сигналом непосредственного раздражителя, генерализация на другие слова осуществляется в соответствии со смысловым содержание слов. Является создателем научно-исследовательской программы «Компьютеризированное обучение».
Сочинения.
Восприятие и условный рефлекс. 1958;
Механизмы памяти. 1969;Психофизиология. 1979;Нейронные механизмы памяти и обучения. 1981;Цветовое зрение. 1984;Психофизиология: нейрон. Компьютеризированный курс. 1988;Психофизиология цветового зрения. 1989
Биография.
Поступил в Политехнический институт, но через год обучения — в 1940 г. — был призван в ряды Советской Армии, во время Великой Отечественной войны был военным переводчиком. В 1946 г. завершил учебу а Институте иностранных языков им.М.Тореза, с 1947 г. учился в аспирантуре Института философии АН СССР, где в секторе, которым руководил С.Л.Рубинштейн, проводил исследования восприятия. В 1950 г. защитил кандидатскую диссертацию. С этого же времени работал старшим преподавателем на психологическом отделении философского факультета МГУ и в лаборатории ВНД на биофаке, которым руководил Л.Г.Воронин. Сотрудничал с А.Р.Лурия в Институте дефектологии. Доктор биологических наук, профессор, заведующий кафедрой психофизиологии факультета психологии МГУ. Действительный член АПН СССР (1985).
Исследования.
На основе учения И.П.Павлова об анализаторах и ориентировочной реакции разработал детекторную концепцию восприятия. Им впервые были рассмотрены нейронные механизмы ориентировочного поведения. Разработал сферическую модель цветового зрения, в которой были объединены психофизические и нейронные данные. Дал трактовку памяти как угашения ориентировочного рефлекса. В его экспериментах было показано, что особую рол в речевых реакциях играет функционирование командных нейронов — когда слово становится сигналом непосредственного раздражителя, генерализация на другие слова осуществляется в соответствии со смысловым содержание слов. Является создателем научно-исследовательской программы «Компьютеризированное обучение».
Сочинения.
Восприятие и условный рефлекс. 1958;
Механизмы памяти. 1969;Психофизиология. 1979;Нейронные механизмы памяти и обучения. 1981;Цветовое зрение. 1984;Психофизиология: нейрон. Компьютеризированный курс. 1988;Психофизиология цветового зрения. 1989