Астрономия и космос

Открыты пять новых экзопланет в системе звезды K2-138

Международная команда ученых-астрономов обнаружила планетарную систему, состоящую как минимум из пяти массивных экзопланет, вращающихся вокруг Солнце-подобной звезды K2-138. Эта планетная система находится примерно в 792 световых годах от нас в созвездии Водолея. Статья, сообщающая об этом открытии, публикуется в Астрономическом журнале.

K2-138, также известный как 2MASS J23154776-1050590 и EPIC 245950175, представляет собой умеренно яркую звезду K-типа.

Она немного меньше и прохладнее нашего Солнца и вокруг нее вращается не менее пяти массивных планет: K2-138b, c, d, e и f.

Инопланетные миры по размерам находятся между Землей и Нептуном: планета K2-138b потенциально может быть скалистой, но планеты K2-138c, d, e и f, вероятно, содержат большое количество льда и газа.

Все пять планет имеют орбитальные периоды короче двух недель (2,35, 3,56, 5,40, 8,26 и 12,76 дней) и невероятно горячие, от 427 до 982 градусов по Цельсию.

Планеты также, по-видимому, вращаются вокруг своей звезды в концентрических кругах, образуя плотно сжатую планетную систему, в отличие от нашей собственной эллиптической, обширной Солнечной системы.

«Признание этого планетарного открытия принадлежит главным образом астрономам-любителям — это около 10 000 человек из разных стран мира, которые просматривают общедоступные данные от K2, получая их от миссии NASA Kepler Space Telescope», — сказали астрономы.

«Данные K2 содержат световые кривые — графики интенсивности света от отдельных звезд в небе. Перемена в звездном свете указывает на возможный транзит или пересечение объекта, такого как планета перед его звездой».

Первоначальная миссия Кеплера управлялась в основном специальной командой обученных ученых и астрономов, которым было поручено анализировать поступающие данные, искать транзиты и классифицировать кандидатов на экзопланеты. Напротив, K2 управлялся в основном децентрализованными усилиями, проводимыми под руководством широкого сообщества.

В 2017 году профессор Массачусетского технологического института Ян Кроксфилд работал с другим астрономом доктором Джесси Кристиансеном в Калтехе, чтобы сделать данные К2 общедоступными и привлечь столько добровольцев, сколько они могли бы найти в поисках экзопланет.

Они использовали популярную платформу под названием Zooniverse, чтобы создать свой собственный проект, получивший название Exoplanet Explorers.

Для нового проекта ученые впервые разработали алгоритм обнаружения сигналов для определения потенциальных транзитных сигналов в данных K2, а затем сделали эти сигналы доступными на платформе Zooniverse. Они разработали учебную программу, чтобы сначала научить пользователей, что искать в определении того, является ли сигнал планетарным транзитом.

«Мы передаем все эти данные в Интернет и сказали общественности:« Помогите нам найти новые планеты». Это захватывающе, потому что мы привлекаем людей к науке», — сказал профессор Кроссфилд.

Затем астрономы более внимательно посмотрели на классификации, помеченные участниками проекта, и определили, что многие из них действительно представляют интерес.

В частности, усилия определили 44 планеты размером с Юпитер, 72 планеты размером с Нептун и 44 планет размером с Землю, а также 53 «сверх-земли».

Один набор сигналов, в частности, привлек интерес исследователей. Сигналы оказались похожими на транзиты с пяти отдельных планет, вращающихся вокруг одной звезды, K2-138.

Орбитальные периоды пяти планет, показанные в масштабе, приближаются к серии средних резонансов движения 3: 2. ФОТО: NASA / JPL-Caltech / R. Hurt, IPAC.

Чтобы следить за ними, они собрали вспомогательные данные о звезде, взятые ранее из наземных телескопов, что помогло им оценить размер, массу и температуру звезды.

Затем они сделали несколько дополнительных измерений, чтобы убедиться, что это действительно одна звезда, а не кластер звезд.

Посмотрев внимательно на кривые света, связанные со звездой, они определили, что «очень вероятно», что перед звездой прошли пять объектов, похожих на планету.

Из оценок параметров звезды они вывели размеры пяти планет вместе с их орбитами.

«Орбитальная архитектура этой планетарной системы, напоминающая часовой механизм, очень напоминает галилейские спутники Юпитера», — сказал астроном Калтех, доктор Константин Батыгин, который не участвовал в исследовании.

«Орбитальные соразмерности между планетами в основном хрупкие, поэтому современная конфигурация планет K2-138 явно указывает на довольно ламинарную среду формирования этих далеких миров».