Новый международный договор впервые установит ограничения на выбросы парниковых газов от международных морских перевозок.
Делегаты Международной морской организации (IMO), провели неделю в Лондоне, чтобы обсудить детали этого плана. 13 апреля более 170 государств согласились с новой «дорожной картой», целью которой является сокращение выбросов в атмосферу на 50% ниже уровня 2008 года к 2050 году.
В настоящее время выбросы от международных перевозок составляют от 2 до 3 процентов глобальных выбросов парниковых газов, включая углекислый газ и метан. Это примерно соответствует уровню ежегодных выбросов в Германии. И в отчете IMO за 2014 год было подсчитано, что к 2050 году международные выбросы в атмосферу будут расти на 50 — 250 процентов. Эти выбросы не были включены в соглашение о климате в Париже в 2015 году, международный пакт для ограничения глобального потепления до «значительно ниже» 2-х градусов Цельсия.
Каждый год десятки тысяч грузовых судов пересекают океан, перевозя миллионы тонн грузов. По словам Джеймса Корбетта, эксперта по глобальному судоходству в Университете штата Делавэр, такие суда в значительной степени зависят от тяжелого мазута, который вносит свой вклад в выбросы парниковых газов и представляет угрозу для здоровья людей.
В новом соглашении основное внимание уделяется выбросам углекислого газа. В нем изложена первоначальная стратегия сокращения выбросов, поощряя судоходные компании, чтобы сделать конструкции судов более энергоэффективными, использовать альтернативные виды топлива или источники энергии.
Корбетт говорит, что сделка является важной вехой. «Очевидно, что IMO движется в XXI век», — говорит он. «Главная проблема, с которой IMO будет продолжать бороться, — это время». Организация, добавляет он, должна будет провести линию между тем, чтобы позволить индустрии судоходства принять и доказать новые технологии кораблей, — но не позволить отрасли слишком долго задерживаться для достижения экологических целей.
Группы судоходной отрасли приветствовали новое соглашение в качестве важной сделки. Питер Хинчлифф из Международной палаты судоходства в Лондоне назвал сделку «Парижским соглашением о судоходстве» в заявлении, опубликованном 13 апреля.
У активистов по защите климата, которые надеялись на более жесткие правила, была более сдержанная реакция. Вероника Фрэнк, международный политический советник «Гринпис», сказала Рейтер, что этот план «далек от совершенства, но теперь стало ясно — постепенное сокращение выбросов углерода все-таки произойдет».
План также не оправдывает надежд некоторых стран. Островные нации, находящиеся под угрозой повышения уровня моря, такие как Маршалловы острова в западной части Тихого океана, в течение многих лет призывали IMO добиваться 100-процентного сокращения выбросов к 2050 году в качестве единственной стратегии, согласующейся с целью ограничения глобального потепления до 1,5 градусов по Цельсию по сравнению с доиндустриальными уровнями.
Другие страны, в том числе члены Европейского союза, предложили достичь к 2020 году как минимум 70-процентное сокращение выбросов. «То, о чем мы договорились, является минимальным, и этого недостаточно», сказал делегат от Нидерландов на заседании IMO Бас Эйкхут, после того, как был обнародован проект плана. После голосования 13 апреля ЕС опубликовал заявление о 50-процентном сокращении и назвал его «хорошей отправной точкой».
Больше информации: International Maritime Organization briefing. UN body adopts climate change strategy for shipping. April 13, 2018.