Возможно, ученые нашли на Марсе озеро с жидкой водой

0 2 689

Орбитальный спутник « Экспресс» обнаружил озеро жидкой воды, скрытое под южными ледяными пластами планеты. До сих пор на Марсе были много намеков на крошечные, эфемерные количества воды. Но если подтвердится новая информация, это озеро знаменует собой первое открытие долговременного наличия жидкости на планете.

«Это потенциально очень большое дело, — говорит ученый-планетолог Бриони Хорган из Университета Пердью в Вест-Лафайетте. — Это еще один тип среды обитания, в которой может существовать на Марсе сегодня».

Размер озера около 20 километров в поперечнике, сообщает планетарный ученый Роберто Орозеи из Национального института астрофизики в Болонье, Италия и его коллеги 25 июля в Science, но находится под 1,5 километрами твердого льда.

Исследователи заметили озеро, объединив данные от наблюдений за три года с орбитального космического аппарата « Экспресс» Европейского космического агентства. получена с помощью инструмента MARSIS, который представляет собой радар Mars Advanced для зондирования подповерхностного слоя и для ионосферного зондирования.

Когда зондирования радара проходили сквозь лед, они отражались от различных материалов, которые находятся в леднике. Сила отражения говорит ученым о материале, который отражает волны — жидкая отражает больше, чем или скала.

Объединив 29 радиолокационных наблюдений, проведенных с мая 2012 года по декабрь 2015 года, MARSIS обнаружил яркое пятно в слоях льда вблизи Южного полюса Марса, окруженного гораздо менее отражающими областями.

Смотрите также  ALMA обнаруживает сложные органические молекулы вокруг звезды V883 Orionis

Ученые рассмотрели другие объяснения яркого пятна, такие как радарные волны, отражающиеся от гипотетического слоя льда из углекислого газа в верхней части ледника, но решили, что эти варианты либо не будут производить тот же радиолокационный сигнал, либо будут слишком надуманными, чтобы быть физически вероятными.

Это оставило только один вариант: озеро с жидкой водой. Аналогичные озера подо льдом в Антарктиде и Гренландии были обнаружены похожим образом.

В озеро, вероятно, находится не чистая вода. Температура на дне ледяного покрова составляет около -68°C, а чистая там замерзнет даже под давлением большого количества льда. Но много соли, растворенной в воде, может снизить температуру замерзания. Соли натрия, магния и кальция были найдены в других местах на Марсе и могут помочь сохранить эту жидкую воду в озере.

Больше информации: R. Orosei et al. Radar evidence of subglacial liquid water on Mars. Science. Published online July 25, 2018. doi:10.1126/science.aar7268.