Сложные сообщества людей породили “Великих богов”, а не наоборот

Международная исследовательская группа ученых исследовала роль «Великих богов» в возникновении сложных крупномасштабных обществ. “Великие боги” определяются как нравоучительные божества, которые наказывают за этические нарушения.

Вопреки господствующим теориям, команда ученых обнаружила, что вера в великих (больших) богов является следствием, а не причиной эволюции сложных обществ. Результаты опубликованы в текущем номере журнала Nature.

Для статистического анализа исследователи использовали банк данных глобальной истории Seshat, наиболее полный сбор исторических и доисторических данных. В настоящее время Seshat содержит около 300 000 записей о социальной сложности, религии и других характеристиках 500 прошлых обществ, охватывающих 10 000 лет истории человечества.

«В течение многих веков велись споры, почему люди, в отличие от других “животных”, сотрудничают в больших группах генетически не связанных между собой индивидов, – говорит директор и соавтор Seshat Питер Турчин из Университета Коннектикута. Такие факторы, как сельское хозяйство, война или религия, были предложены в качестве основных движущих сил.

Одна выдающаяся теория, гипотеза больших или морализирующих богов, предполагает, что религиозные верования были ключевыми. Согласно этой теории, люди с большей вероятностью будут честно сотрудничать, если они верят в богов, которые накажут их, если они этого не сделают то, что от них требуется.

«К нашему удивлению, наши данные сильно противоречат этой гипотезе», – говорит ведущий автор Харви Уайтхаус. «Почти во всех регионах мира, по которым у нас есть данные, нравственные боги, как правило, следуют, а не предшествуют, увеличивая социальную сложность». Тем более, что стандартизированные ритуалы обычно появлялись за сотни лет до того, как боги заботились о человеческой морали.

Такие ритуалы создают коллективную идентичность и чувства принадлежности, которые действуют как социальный клей, заставляя людей вести себя более слаженно. «Наши результаты показывают, что коллективная идентичность важнее для содействия сотрудничеству в обществе, чем религиозные убеждения», – говорит Харви Уайтхаус.

До недавнего времени было невозможно провести различие между причиной и следствием в социальных теориях и истории, поскольку стандартизированные количественные данные по всей мировой истории отсутствовали.

Для решения этой проблемы специалист по общественным наукам Питер Турчин вместе с Харви Уайтхаусом и Питером Франсуа из Оксфордского университета основал проект Seshat в 2011 году. Многопрофильный проект, объединяющий опыт историков, археологов, антропологов, социологов, а также ученых данных в современную базу данных с открытым доступом.

Десятки экспертов по всему миру помогли собрать подробные данные о социальной сложности и религиозных верованиях и практиках из сотен независимых политических единиц, начиная с неолитических анатолийцев (сегодня Турция) в 9600 году до нашей эры.

Сложность общества можно оценить по социальным характеристикам, таким как население, территория и сложность государственных учреждений и информационных систем. Религиозные данные включают в себя наличие убеждений в сверхъестественном соблюдении принципа взаимности, справедливости и лояльности, а также частоту и стандартизацию религиозных ритуалов.

«Проект Seshat позволяет исследователям анализировать сотни переменных, касающихся социальной сложности, религии, войны, сельского хозяйства и других особенностей человеческой культуры и общества, которые меняются во времени и пространстве», – объясняет Питер Франсуа.

«Теперь, когда база данных готова для анализа, мы готовы протестировать длинный список теорий об истории человечества». Это включает в себя конкурирующие теории о том, как и почему люди развивались, чтобы сотрудничать в крупных сообществах миллионов людей.

«Seshat – это беспрецедентное сотрудничество антропологов, историков, археологов, математиков, компьютерщиков и ученых-эволюционистов», – говорит Патрик Сэвидж, автор статьи. «Он показывает, как большие данные могут революционизировать изучение истории человечества».

Опубликованные данные Seshat доступны по адресу seshatdatabank.info/data


Harvey Whitehouse et al, Complex societies precede moralizing gods throughout world history, Nature (2019). DOI: 10.1038/s41586-019-1043-4

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

0 0 голос
Рейтинг
Подписаться
Уведомление о
guest
0 Комментарий
Встроенные отзывы
Посмотреть все комментарии
Share via
0
Будем рады вашим мыслям, пожалуйста, прокомментируйте.x
()
x

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: