Астрономия и космос

Открыта третья планета в необычной системе Kepler-47

Планеты в системе Кеплер-47 были обнаружены «транзитным методом»

Астрономы обнаружили третью планету в системе Kepler-47, обеспечив ей звание самой интересной из двойных звездных миров. Используя данные космического телескопа НАСА «Кеплер», группа исследователей во главе с астрономами из государственного университета Сан-Диего обнаружила новую планету размером от Нептуна до Сатурна, вращающуюся между двумя ранее известными планетами.

Система Kepler-47 с ее тремя планетами, вращающимися вокруг двух звезд, является единственной известной многопланетной циркумбинарной системой. Циркумбинарные планеты — это те, которые вращаются вокруг двух звезд.

Планеты в системе Кеплер-47 были обнаружены «транзитным методом». Если орбитальная плоскость планеты выровнена по краю для наблюдателя с Земли, планета может пройти перед звездами-хозяевами, что приведет к заметному уменьшению наблюдаемой яркости. Новая планета, получившая название Kepler-47d, ранее не была обнаружена из-за слабых транзитных сигналов.

Как это часто бывает с циркумбинарными планетами, выравнивание орбитальных плоскостей планет изменяется со временем. В данном случае орбита средней планеты стала более выровненной, что привело к усилению транзитного сигнала. Исследователи были удивлены размером и расположением новой планеты. Планета Kepler-47d является самой большой из трех планет в системе Kepler-47.

С открытием новой планеты стало возможно гораздо лучшее понимание системы. Например, исследователи теперь знают, что планеты в этой необычной системе имеют очень низкую плотность — меньше, чем у Сатурна — планеты Солнечной системы с самой низкой плотностью.

В то время как низкая плотность не является чем-то необычным для экзопланет типа горячего Юпитера, она очень редка для планет с умеренной температурой. Равновесная температура Kepler-47d составляет примерно +10oC, в то время как на Kepler-47c температура достигает +32oC. Внутренняя планета в системе, которая к тому является самой маленькой, намного жарче — температура на ней поднимается до +169°C.

Внутренняя, средняя и внешняя планеты в 3,1, 7,0 и 4,7 раза больше Земли и тратят 49, 87 и 303 дня соответственно для обращения вокруг своих двух солнц. Сами звезды вращаются вокруг друг друга всего за 7,45 дней; одна звезда похожа на Солнце, а масса другой составляет треть массы Солнца. Вся система компактна и может вписаться в орбиту Земли. Она находится от нас на расстоянии 3340 световых лет в направлении созвездия Лебедя.