Астрономия и космос

Астрономы обнаружили три сверхмассивные черные дыры в NGC 6240

NGC 6240 - это система слияния галактик на расстоянии около 400 миллионов световых лет в созвездии Змееносца

NGC 6240, хорошо изученная близлежащая галактическая система, находящаяся в процессе слияния, содержит в своем ядре три сверхмассивные черные дыры, две из которых являются активными, и каждая имеет массу около 90 миллионов солнечных масс, согласно исследованию, опубликованному в журнале Astronomy & Astrophysics.

NGC 6240 — это система слияния галактик на расстоянии около 400 миллионов световых лет в созвездии Змееносца. Она охватывает 300 000 световых лет и имеет удлиненную форму с ветвящимися пучками, петлями и хвостами.

До сих пор астрономы предполагали, что NGC 6240 образовалась в результате столкновения двух галактик и поэтому содержит в своем ядре две черные дыры.

«Благодаря нашим наблюдениям с чрезвычайно высоким пространственным разрешением мы смогли показать, что NGC 6240 содержит не две, а три сверхмассивные черные дыры в своем центре», — сказал профессор Вольфрам Коллачни, астроном из Геттингенского университета.

Каждый из трех тяжеловесов имеет массу более 90 миллионов Солнц. Они расположены в области пространства шириной менее 3000 световых лет, то есть менее чем в одной сотой от общего размера галактики.

До сих пор во Вселенной никогда не было обнаружено такой концентрации трех сверхмассивных черных дыр. Открытие свидетельствует об одновременном процессе слияния трех галактик и их центральных черных дыр.

По словам команды ученых, открытие системы тройной сверхмассивной черной дыры имеет фундаментальное значение для понимания эволюции галактик с течением времени.

”До сих пор не было возможности объяснить, как самые большие и массивные галактики, которые мы знаем из нашей космической среды в «настоящее время», были сформированы просто нормальным взаимодействием галактик и процессами слияния в течение предыдущих 14 миллиардов лет», — говорят ученые.

«Если же одновременно происходили процессы слияния нескольких галактик, то самые крупные галактики с их центральными сверхмассивными черными дырами могли развиваться гораздо быстрее. Наши наблюдения дают первое представление об этом сценарии».

W. Kollatschny et al. 2019. NGC 6240: A triple nucleus system in the advanced or final state of merging. A&A, in press; doi: 10.1051/0004-6361/201936540