Астрономия и космосПопулярная наука

Найдена ультра-горячая планета, на которой идут дожди из железа

Астрономы, использующие Очень Большой Телескоп ESO (VLT), обнаружили экстремальную планету, где, как они подозревают, идут дожди из железа. У ультра-горячей гигантской экзопланеты есть дневная сторона, где температура поднимается выше 2400 градусов по Цельсию — достаточно много, чтобы испарять металлы.

Сильные ветры переносят пары железа к более прохладной ночной стороне, где они конденсируются в железные капли.

Известная как WASP-76b, планета находится на расстоянии около 640 световых лет от Земли в созвездии Рыб.

Это странное явление происходит потому, что экзопланета всегда обращена одной стороной к своей родительской звезде, а ее холодная ночная сторона остается в вечной темноте.

Как и Луна на своей орбите вокруг Земли, WASP-76b находится в «тидальном положении»: вращение вокруг своей оси занимает столько же времени, сколько и вокруг звезды.

Планета WASP-76b получает в тысячи раз больше излучения от своей родительской звезды, чем Земля от Солнца. На ней так жарко, что молекулы разделяются на атомы, а металлы, такие как железо, испаряются в атмосферу.

Чрезвычайная разница температур между дневной и ночной сторонами приводит к сильным ветрам, которые переносят пары железа с очень жаркой дневной стороны на более холодную ночную сторону, где температура снижается примерно до 1500 градусов Цельсия.

Но WASP-76b не только имеет разные дневные и ночные температуры, но и различную химию дня и ночи. Используя новый прибор ESPRESSO на VLT ESO, астрономы впервые определили химические вариации на планете-гиганте.

Они обнаружили сильные признаки паров железа на границе, которая отделяет дневную сторону планеты от ее ночной стороны. «Удивительно, однако, что утром мы не видим паров железа», — говорят ученые. Причина, по их словам, в том, что «на ночной стороне этой экстремальной экзопланеты идет дождь из железа».

Nightside condensation of iron in an ultrahot giant exoplanet, Nature (2020). DOI: 10.1038/s41586-020-2107-1 , https://www.nature.com/articles/s41586-020-2107-1