Астрономия и космос

Первая известная межзвездная комета является самой нетронутой из когда-либо обнаруженных

Кометы - это, по сути, древние куски выброшенного материала, оставшиеся от фазы формирования планет Солнечной системы

Согласно результатам нового исследования, первая межзвездная комета, которая, как известно, посетила нашу солнечную систему, также может быть самой хорошо сохранившейся из когда-либо обнаруженных комет. Исследование проливает свет на далекую звездную систему, в которой сформировалось блуждающее тело, известное теперь как 2I / Борисов, прежде чем быть выброшенным в глубины межзвездного пространства.

Кометы — это, по сути, древние куски выброшенного материала, оставшиеся от фазы формирования планет Солнечной системы. Они являются очень ценными объектами для астрономов, стремящихся понять раннюю историю нашей Солнечной системы, поскольку они дают возможность проанализировать древний материал, из которого сформировалось все в нашем маленьком уголке космического соседства.

Но только потому, что они относительно хорошо сохранились, не означает, что они прекрасно сохранились. На протяжении огромных отрезков времени звездный ветер и радиация оказывают свое влияние на блуждающие кометы, которые проходят вблизи звезды, вызывая изменения в их внешних слоях.

10 августа 2019 года астроном Геннадий Борисов обнаружил новое кометоподобное блуждающее тело, которое, по результатам дальнейшего анализа, возникло за пределами нашей Солнечной системы. Внеземная природа кометы была впоследствии подтверждена Международным астрономическим союзом, который присвоил ей название 2I/Борисов.

Этот неожиданный посетитель был всего лишь вторым объектом после межзвездного астероида Oumuamua в 2017 году, который, как известно, посетил нашу солнечную систему после рождения на орбите другой звезды.

Это сделало его дразнящей мишенью для астрономов, которые увидели в 2I / Борисове невероятно редкую возможность получить представление о первичном облаке пыли и газа, из которого комета родилась.

Согласно новому исследованию, этот блуждающий объект может представлять собой самую первозданную из когда-либо обнаруженных комет, что, в свою очередь, может указывать на то, что он никогда не подходил близко к звездному телу.

Авторы нового исследования наблюдали 2I / Борисов с помощью метода, называемого поляриметрией, используя инструмент FORS2, расположенный на Очень большом телескопе ESO в Чили.

В этом контексте поляриметрия позволила астрономам измерить поляризацию света от Солнца, когда она проходило через пыльную кому межзвездного гостя.

Было обнаружено, что 2I/Борисов фотометрически отличается от подавляющего большинства комет Солнечной системы и может похвастаться более высоким уровнем поляризации света по сравнению с его местными аналогами.

Было обнаружено, что только один странник Солнечной системы обладает поляриметрическими свойствами, сходными с 2I / Борисовым – знаменитая комета Хейла-Боппа. В 1997 году Хейл-Бопп прошел близко к Солнцу и на какое-то время стал впечатляющим зрелищем в ночном небе.

Астрономы считают, что Хейл-Бопп прошел мимо Солнца только один раз за всю свою долгую историю до 1997 года. Однако поляриметрические данные 2I / Борисов показывают, что, в отличие от кометы Хейла-Боппа, он является хозяином поляриметрически однородной комы.

По мнению авторов исследования, эта относительно однородная кома пыли и газа указывает на то, что 2I/Борисов еще более «первозданен», чем Хейл-Бопп. Это привело команду к предположению, что инопланетная комета, возможно, никогда не подходила близко к звездному телу.

В остальном подобные поляриметрические свойства кометы Хейла-Боппа также указывают на то, что 2I/Борисов образовался из первичного облака, подобного тому, из которого сформировалась наша солнечная система.

Отдельное исследование, опубликованное в журнале Nature Astronomy, обнаружило дополнительные доказательства того, что родная звездная система 2I / Борисова похожа на нашу.

Эта вторая статья посвящена уровням окиси углерода и частиц воды, присутствующих в коме кометы, и тому, как количество этих частиц менялось по мере ее приближения к Солнцу. Она также учитывала наличие зерен размером примерно миллиметр в поперечнике или больше.

Согласно выводам ученых, эти характеристики предполагают, что 2I / Борисов образовался из материалов, которые были созданы в разных частях далекой звездной системы.

Эти материалы впоследствии были смешаны из-за гравитационного влияния больших планет, и из этой комбинации знакомых, но чужеродных материалов родился 2I / Борисов. Это перекликается с событиями, которые, по мнению ученых, имели место в нашей родной системе, где огромные планеты вызвали подобный процесс смешивания.

Статьи были опубликованы в научных журналах Nature Communications и Nature Astronomy.