АнтропологияГенетикаИстория

Первые европейские Homo sapiens смешались с неандертальцами, показало исследование ДНК

Ученые извлекли и проанализировали ДНК трех особей анатомически современных людей, которые жили между 45 930 и 42 580 годами назад на территории нынешней Болгарии.

“Современные люди появились в Европе по меньшей мере 45 000 лет назад, но степень их взаимодействия с неандертальцами, которые исчезли около 40 000 лет назад, и их связь с более широкой экспансией современных людей за пределы Африки плохо изучены”, — говорит соавтор исследования доктор Матея Хайдинджак, исследователь отдела эволюционной генетики и антропологии Макса Планка, а также его коллеги.

Анализ геномов неандертальцев и современных людей показал, что поток генов* произошел между двумя группами гоминидов примерно 60 000-50 000 лет назад, вероятно, в Юго-западной Азии.

Однако из-за скудости современных человеческих останков из Евразии, возраст которых превышает 40 000 лет, общегеномные данные доступны только для трех особей этого возраста. Поэтому мало что известно о генетике самых ранних современных людей в Евразии, степени их взаимодействия с архаичными людьми и их вкладе в более поздние популяции.

“Например, в то время как 42 000-летняя особь «Oase1» из Румынии и 45 000-летняя особь «Ust’Ishim» из Сибири не демонстрируют специфических генетических связей с последующими евразийскими популяциями, 40 000-летняя особь «Tianyuan’ из Китая внесла свой вклад в генетическую родословную древних и современных восточноазиатских популяций.” — говорят ученые.

— Еще один открытый вопрос — насколько современные люди смешались с неандертальцами, когда они распространились по Европе и Азии.”

В новом исследовании ученые секвенировали геномы останков древних людей, датированных возрастом между 45 930 и 42 580 лет назад. Образцы были найдены в пещере Бачо Киро, в Болгарии.

“Они являются самыми ранними современными людьми позднего плейстоцена, которые, как известно, были найдены в Европе до сих пор, и были найдены в связи с первоначальным собранием артефактов верхнего палеолита”, — сказали ученые.

В отличие от двух ранее изученных особей Oase1 и Ust’Ishim, которые не внесли заметного вклада в более поздние популяции, особи Бачо Киро более тесно связаны с современными и древними популяциями Восточной Азии и Америки, чем с более поздними западноевразийскими популяциями.

Более того, авторы обнаружили, что все три человека имели неандертальских предков несколько поколений назад в своей семейной истории.

Участки с современными данными о геноме человека старше 40000 лет (красные кружки) или старше 30 000 лет (желтые кружки), участки в Европе с современными человеческими останками старше 40000 лет (красные квадраты) и участки с начальными комплексами верхнего палеолита (черные квадраты). Изображение предоставлено: Hajdinjak et al., DOI: 10.1038 / s41586-021-03335-3.

Это говорит о том, что смешение между неандертальцами и первыми современными людьми, прибывшими в Европу, было, возможно, более распространенным, чем часто предполагается.

“Мы обнаружили, что пещерные особи Бачо Киро имели более высокий уровень неандертальского происхождения, чем почти все другие ранние люди, за исключением особи” Oase1 «из Румынии», — говорят исследователи.

— Самое главное, что большая часть этой неандертальской ДНК имеет чрезвычайно длинные участки. Это показывает, что у этих людей были предки-неандертальцы примерно пять — семь поколений назад в их генеалогических древах.”

“Результаты показывают, что первые современные люди, прибывшие в Евразию, часто смешивались с неандертальцами”, — добавил старший автор исследования профессор Сванте Пяабо, научный сотрудник отдела эволюционной генетики Института Макса Планка.

— Возможно, они даже были поглощены местными неандертальскими популяциями. Лишь позднее появились более крупные группы современных людей, пришедшие на смену неандертальцам.”

Результаты исследования были опубликованы в журнале Nature.

*В популяционной генетике , поток генов (также известный как миграция генов или поток аллелей) представляет собой перенос генетической вариации от одной популяции к другой.

Александр Киселев