БиологияНейробиология

Открыто ассоциативное обучение у актиний вида Nematostella vectensis

Биологи из Швейцарии и Испании обнаружили, что один из видов Cnidaria способен к ассоциативному обучению. Они опубликовали свое исследование в Proceedings of the National Academy of Sciences.

Способность к обучению и формированию воспоминаний позволяет животным адаптировать свое поведение на основе предыдущего опыта.

Об ассоциативном обучении впервые сообщил русский ученый, физиолог Иван Павлов, чьи эксперименты с собаками показали, что у них будет выделяться слюна и желудочный сок при определенном звуке, когда их дрессируют вкусными угощениями.

Такое обучение состоит из двух частей: памяти и своего рода ответной обработки.

Ассоциативное обучение было обнаружено у всех видов существ, но исследователи предположили, что минимальным системным требованием является мозг.

В новом исследовании ученые задались вопросом, действительно ли мозг необходим. Они отмечают, что существа типа Cnidaria (стрекающие или книдарии) не имеют мозга.

У них есть сеть нервов, но нет известного органа, который обрабатывает нейронную активность.

Чтобы выяснить, способны ли такие существа к ассоциативному обучению, исследователи решили сосредоточиться на морских анемонах-звездочках (актинии) — морских существах с органами, реагирующими на свет, и втягивающимися щупальцами, реагирующими на раздражители.

Исследовательская группа собрала несколько образцов Nematostella vectensis и принесла их в свою лабораторию для изучения. Каждый был подвергнут яркому свету и/или удару током.

Nematostella vectensis (лат.) — вид актиний из семейства Edwardsiidae. В 1990-х годах была разработана методика их культивирования в лабораторных условиях. В последние годы актинии стали главным модельным объектом для изучения молекулярной биологии и биологии развития стрекающих. В 2007 году геном вида был полностью секвенирован.

Некоторые анемоны были подвергнуты воздействию света и электрического тока одновременно, в то время как другие получили их независимо от времени.

Со временем анемоны, получавшие одновременно свет и шок, научились ассоциировать их как единое событие и отвечали тем же. Это было продемонстрировано включением света без применения электрического тока, чтобы посмотреть, втянет ли анемон свои щупальца в любом случае.

Исследовательская группа обнаружила, что 72% из них это сделали, показывая, что существо было способно помнить, что удары тока приходят с внезапными вспышками света, а затем реагировать, как обычно, на удар — втягивая свои щупальца.

Источник
PNAS
Показать больше
Back to top button