Популярный термин «вечная мерзлота» не в ходу у исследователей. Они предпочитают называть мерзлоту многолетней, подчеркивая этим ее нестабильное состояние. Особенно актуальным такой точный подход становится сейчас.
На днях шведский климатолог Юхан Киленшерна в интервью Svenska Dagbladet заявил, что изменение климата чревато разрушением сибирских городов и сел.
«Можно констатировать, что в отдельных районах Арктики стало теплее на три-четыре градуса, чем было в конце XIX века. В Швеции с тех пор стало теплее на два градуса», — отметил ученый.
Юхан Киленшерна не первым предупреждает о возможных катастрофических последствиях и необходимости воспринимать климатические процессы как новый вызов, стоящий перед человечеством.
Недавно The New York Times опубликовала материал с заголовком «Историческая жара в Сибири».
«К 2050 году, по оценкам ученых, устранение ущерба, нанесенного российским зданиям и инфраструктуре только от таяния вечной мерзлоты, может составить более 100 млрд долларов», – пишет издание.
Профессор Университета Джорджа Вашингтона (США) Дмитрий Стрелецкий называет сумму еще больше.
По его оценке, ущерб от разрушения или деформации домов, трубопроводов и объектов инфраструктуры, которые расположены на мерзлых грунтах в России, может составить около 250 млрд долларов к 2050 году. Об этом он заявил в интервью «РИА Новости».
К Сибири внимание зарубежных исследователей приковано, в первую очередь, потому, что в России деградация вечной мерзлоты идет более быстрыми темпами. В силу особенностей грунта и других причин процессы здесь ярче выражены.
«Термокарстовые озера, за которыми я наблюдаю, в том числе с помощью аэрокосмических снимков, образовались за 20-40 лет, причем сегодня они уже метров 200 в ширину и метров 5 в глубину. Так что почва проседала здесь в среднем на 7 сантиметров в год», – цитирует DW Матиаса Ульриха, исследователя из Лейпцига, который уже 15 лет изучает вечную мерзлоту в Якутии.
По мнению ученого, в России скорость деградации многолетнемерзлых грунтов недооценивают. Между тем, проблема становится год от года все более зримой на российском Севере.