Психология
ФЕСТИНГЕР (FESTINGER) ЛЕОН
(8.05.1919, Нью-Йорк — 1989, Нью-Йорк) — американский психолог, специалист в области психологи регуляции мышления, социальной психологии, автор теории когнитивного диссонанса.
Биография.
Учился у К.Левина. С 1955 г. — профессор Станфордского университета, с 1968 г. — Новой школы социальных исследований в Нью-Йорке.
Исследования.
Сначала занимался исследованиями социального сравнения, в которых дал анализ особой потребности — в оценивании самого себя.Теория когнитивного диссонанса была сформулирована им в 1957 г. на основе теории поля Левина и теории равновесия Ф.Хайдера. До этих исследований роль когнитивных составляющих мотивационного процесса оценивалась недостаточно. В данной теории был реализован основной принцип гештальтпсихологии — динамика развития определяется достижением хорошего гештальта. Было постулировано, что индивид стремится к гармонии когнитивных репрезентаций любых знаний, мнений, убеждений об окружающем, о себе, о чьем-либо поведении. Диссонанс этих репрезентаций переживается как что-то неприятное, что нужно максимально редуцировать. Поэтому если индивид встречается с противоречивыми представлениями, то у него появляется особая мотивация, приводящая к изменению поведения — либо одно из представлений пересматривается, либо ищется новая информация.
Сочинения.
Wish, expectation, and group standards as factors influencing level of aspiration // Journal of Abnormal and Social Psychology. 1942, 37;
A theoretical interpretation of shifts in level of aspiration // Psychological Review. 1942, 49;A theory of social comparison processes // Human Relations. 1954, 7;A Theory of Cognitive Dissonance. Evanston, Ill., 1957;Conflict, Decision, and Dissonance. Stanford, 1964;Литература.
Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. М., 1986, Т. 1, с. 165-178;
Андреева Г.М., Богомолова Н.Н., Петровская Л.А. Современная социальная психология на западе. М., 1978, с. 115-133
Биография.
Учился у К.Левина. С 1955 г. — профессор Станфордского университета, с 1968 г. — Новой школы социальных исследований в Нью-Йорке.
Исследования.
Сначала занимался исследованиями социального сравнения, в которых дал анализ особой потребности — в оценивании самого себя.Теория когнитивного диссонанса была сформулирована им в 1957 г. на основе теории поля Левина и теории равновесия Ф.Хайдера. До этих исследований роль когнитивных составляющих мотивационного процесса оценивалась недостаточно. В данной теории был реализован основной принцип гештальтпсихологии — динамика развития определяется достижением хорошего гештальта. Было постулировано, что индивид стремится к гармонии когнитивных репрезентаций любых знаний, мнений, убеждений об окружающем, о себе, о чьем-либо поведении. Диссонанс этих репрезентаций переживается как что-то неприятное, что нужно максимально редуцировать. Поэтому если индивид встречается с противоречивыми представлениями, то у него появляется особая мотивация, приводящая к изменению поведения — либо одно из представлений пересматривается, либо ищется новая информация.
Сочинения.
Wish, expectation, and group standards as factors influencing level of aspiration // Journal of Abnormal and Social Psychology. 1942, 37;
A theoretical interpretation of shifts in level of aspiration // Psychological Review. 1942, 49;A theory of social comparison processes // Human Relations. 1954, 7;A Theory of Cognitive Dissonance. Evanston, Ill., 1957;Conflict, Decision, and Dissonance. Stanford, 1964;Литература.
Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. М., 1986, Т. 1, с. 165-178;
Андреева Г.М., Богомолова Н.Н., Петровская Л.А. Современная социальная психология на западе. М., 1978, с. 115-133